«Все в городе озлоблены сложившейся обстановкой, еще чуть-чуть — и люди выйдут на баррикады, потому что нет сил терпеть подобное наплевательское отношение со стороны руководства области», — заявляли жители Байкальска во время пикета, прошедшего в начале августа.
Как рассказывают протестующие, городская ТЭЦ, доставшаяся правительству Иркутской области от закрывшегося Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК), полностью исчерпала свой ресурс, а новый источник тепла из-за бездействия местных властей не могут возвести уже третий год.
Решение о строительстве в Байкальске нового теплоисточника было принято в 2014 году, на это из федерального бюджета были выделены более 2 млрд руб., однако региональные власти так и не определись с типом котельной — угольной, газовой или же электро-бойлерной. В результате проект фактически был заморожен.
В конце июля текущего года Байкальск обсуждали на совещании представители Минэнерго, Минстроя, Ростехнадзора, правительства Иркутской области, администрации Байкальска, ВЭБа. Замминистра энергетики России Андрей Черезов во время правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения заявил, что ситуация с подготовкой ТЭЦ Байкальска к зиме — критическая
Черезов сообщил, что руководство ТЭЦ и правительство Иркутской области не выполняют нормативы запаса топлива на станции, несмотря на наличие плана по поддержанию ТЭЦ в рабочем состоянии до строительства нового источника. Фактически в настоящее время запасы не позволяют функционировать теплоисточнику.
Для решения проблемы летнего теплоснабжения в августе правительство Иркутской области выделило Байкальску 1,5 тыс. тонн угля из аварийно-технического запаса. При этом город в год употребляет около 110–115 тыс. тонн угля, из которых на лето приходится 20 тыс. Ежегодный дефицит топлива составляет около 30–35 тыс. тонн.
Так или иначе, базовые проблемы почти 13-тысячного Байкальска приходится решать на федеральном уровне.
Вне региона приходится обсуждать и смежную с ТЭЦ в Байкальске проблему — задержки в реализации федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал на 2012–2020 годы» объемом 53 млрд руб., произошедшие по вине регионального правительства. Планировалось, что промплощадка бывшего БЦБК станет крупным туристическим центром с соответствующими инфраструктурой и инвестициями. В конце прошлого года сообщалось о намерении китайских компаний инвестировать более $10 млрд в создание туристического кластера в Байкальске. Однако для этого местным властям помимо строительства новой ТЭЦ нужно было выбрать на конкурсе подрядчика по рекультивации земли и отходов, накопившихся за полвека работы БЦБК. Этого сделано не было.
У регионального центра есть своя проблема, связанная с транспортом, — отсутствие решения по строительству нового международного аэропорта Иркутска, который мог бы обеспечить увеличение турпотока в область. В декабре 2014 года действующий аэропорт был передан из федеральной собственности в региональную, чтобы упростить и ускорить его реконструкцию, а также на условиях государственного-частного партнерства (ГЧП) найти инвестора, который обеспечит и строительство новой воздушной гавани. По изначальному плану, в течение 11 месяцев область должна была принять решение по схеме ГЧП, а в течение 16 — выбрать компанию, которая займется проектом. Этот проект также затянулся: ФАС пресекла попытку передать действующий аэропорт без конкурса одной из компаний. В итоге по состоянию на конец июня, правительство региона ведет подготовку к конкурсу, который пройдет, по их заявлениям, в 2017 году.