Глава Службы безопасности Украины (СБУ) Василий Грицак заявил о том, что действия задержанного в Луганской области Виктора Агеева были квалифицированы как терроризм. Об этом он сообщил в субботу на брифинге в Киеве. Грицак уточнил, что дело будет расследовано в ближайшее время.
Агеев был задержан украинскими военными в начале июня 2017 года. Перед телекамерой он заявил, что является российским военным-контрактником, и назвал номер воинской части, в которой служил до пленения.
«Я российский военнослужащий, номер воинской части 652462», — заявил он корреспонденту ТСН. При этом в кадре видно, что он сидит в кабинете, напротив журналиста. На лице пленного побоев не видно, речь его звучит достаточно связно.
Ранее Минобороны России отрицало какую бы то ни было причастность пленного к действующей Российской армии, отмечая, что он уволился в запас после прохождения срочной службы.
По словам Агеева, он приехал в указанную выше часть после прохождения срочной службы, а там подписал контракт с российским Министерством обороны. Спустя четыре дня он уже отправился воевать под Луганск. На вопрос о том, не удивила ли его столь скорая отправка в зону боевых действий на востоке Украины, он ответил: «Деньги платят, служба есть служба».
Как рассказал военнопленный впоследствии, вместе с ним на территорию самопровозглашенной ЛНР отправился и Виктор Щерба. По версии украинской стороны, он был командиром разведывательно-диверсионной группы, в которую входил Агеев. Украинское минобороны утверждает, что Щерба был убит в ходе боевых действий.
Телеканал также продемонстрировал военные билеты Щербы и Агеева. Однако в показанных документах не было видно отметки о том, являются ли оба россиянина действующими военнослужащими. Согласно информации, размещенной в открытом доступе, воинская часть 652462 находится в городе Новочеркасске Ростовской области. Ранее там располагался учебный центр войск связи, однако, по имеющимся данным, сейчас у этой части появилась и другая специализация, однако какая именно — неясно.
Вместе с тем 10 июля замминистра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Георгий Тука заявил, что власти страны пока что не могут доказать присутствие российских военных на территории Донбасса.
Мы не можем пока, несмотря на все старания, юридически доказать присутствие на Донбассе регулярной Российской армии», — рассказал чиновник в интервью изданию «Апостроф».
До этого глава украинского минобороны Степан Полторак заявил «Газете.Ru», что теоретически Агеев может быть обменен на украинских военнослужащих, находящихся в плену в ЛНР. Однако он отметил, что вопрос будет решен лишь после того, как с Агеевым будут завершены следственные мероприятия в связи с обвинениями в нарушении законодательства Украины.
Я не понимаю, почему Россия опровергает принадлежность захваченного к Российской армии. Ведь есть достаточные доказательства того, что нами была пресечена деятельность диверсионно-террористической группы, двое из участников которой были российскими военнослужащими», — считает Полторак. По его словам, один из них был убит в ходе боя с украинскими силовиками, а второй — захвачен в плен.
Министерство обороны РФ с самого начала отрицало принадлежность Агеева к кадровым войскам России.
«Виктор Агеев никогда не проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ. Согласно учетным данным Минобороны России, Агеев проходил срочную службу в ВС РФ, после которой еще в мае 2016 года уволился в установленном порядке в запас. Информация о якобы поступлении в последующем Виктора Агеева на военную службу по контракту является вымыслом украинских пропагандистов», — говорится в сообщении Минобороны России, ранее поступившем в «Газету.Ru». Согласно сообщению, на второй странице военного билета Агеева «имеется запись, что он уволен в запас в мае 2016 года».
«В военном билете была бы запись о поступлении Агеева на военную службу по контракту в ВС РФ, которую украинские спецслужбы по незнанию не успели нарисовать», — подчеркнули в ведомстве.
Вместе с тем в народной милиции самопровозглашенной ЛНР заявляли, что Агеев является их гражданином. По словам официального представителя оборонного ведомства Луганской республики Андрея Марочко, военнопленные на Украине подвергаются жестоким пыткам. Таким образом из них добиваются признания на камеру в том, что они являются военнослужащими РФ.
«Для того чтобы они сознались в том, что якобы являются российскими военнослужащими, предпринимаются попытки заставить их оговорить себя, воздействуя на их ближайших родственников. Неустановленные лица звонят родным похищенных солдат по телефону и запугивают, заявляя, что их единственный шанс спасти своих близких — приехать на территорию Украины и публично подтвердить, что захваченные в плен бойцы являются кадровыми военнослужащими Российской армии», — рассказал он.
Ранее по ТСН сообщали, что мать Виктора Агеева Светлана собирается самостоятельно приехать на Украину, чтобы узнать о судьбе сына.