Глыба в виде человечища
Памятник Максиму Горькому установили в 1951 году в сквере напротив Белорусского вокзала. Бронзовый Горький напоминает о том дне, когда в 1928 году на вокзале его встречали москвичи после возвращения из Италии, где писатель долгие годы лечился.
После смерти писателя в 1936 году правительство постановило воздвигнуть ему три памятника: два на малой родине, в Нижнем Новгороде, и один в Москве, где писатель жил и творил последние годы жизни. В конкурсе выделились два проекта: Веры Мухиной для родного города писателя и Ивана Шадра для столицы. Шадру не удалось закончить проект, он умер в 1941 году. Все, что он успел сделать, — метровую скульптурную модель и портрет писателя, вылепленные из глины, все передали Вере Мухиной, автору «Рабочего и колхозницы». Она модернизировала проект Шадра и принялась создавать памятник знаменитому писателю в Москве.
Мухина с особым увлечением работала над проектом памятника, поскольку была знакома с Горьким лично: он когда-то помог ее мужу. Тогда писатель произвел на нее впечатление «гиганта», «очень большого человека, очень знающего».
Мухина хотела представить Горького скромным, в грубом костюме, смазных сапогах и с откинутыми назад волосами. Она всячески подчеркивала в нем черты гражданственности, которая, отмечала скульптор, была одним из основополагающих элементов горьковского миропонимания. Ее Горький получился пожилым, мудрым человеком в распахнутом пальто, опирающимся на трость.
16 декабря 2005 года семиметровый бронзовый Горький вместе с пьедесталом был подцеплен краном, погружен на два больших самосвала и эвакуирован. Ходили слухи, что перенести монумент было решено, чтобы освободить место на площади под строительство торгового центра и элитных жилых домов. К счастью, проект так и не был реализован.
Дочки писателя, Марфа и Дарья Пешковы, отмечали, что в 2005 году их никто не спрашивал, как они относятся к демонтажу памятника. О сносе, заявили Пешковы, они узнали, как и все — по телевизору.
Памятник на время поместили в парк искусств «Музеон» на Крымской набережной. Сначала статуя просто лежала под открытым небом, однако в конце июля 2007 года ее все же решили поставить вертикально. Из-за длительного пребывания в «лежачем» состоянии и ошибок при демонтаже на монументе появились дефекты: самый серьезный — трещина с левой стороны.
К 870-летию Москвы памятник Максиму Горькому вернется на площадь Тверской Заставы, тем самым восстановив исторический облик места. Сейчас в технической зоне «Музеона» скульптуру готовят к «переезду»: ее поверхность отчистили от загрязнений и продуктов коррозии. Устранили реставраторы и дефекты на поверхности металла: трещины, пористость и сквозные отверстия. Перед установкой памятнику усилят каркас и крепежную арматуру, а также отделают поверхность. Бронзовую скульптуру писателя покроют консервирующим составом, защищающим от природных воздействий.
Пушкин отвернулся от монастыря
Памятник Александру Пушкину на одноименной площади также не сразу оказался на нынешнем месте. Идея установить монумент «солнцу русской поэзии» возникла с момента гибели Пушкина в 1837 году и вынашивалась 43 года. Лицеисты Царскосельского лицея, в котором провел свою юность поэт, уговаривали власти дать разрешение на установку монумента, правительство согласилось, однако выделять деньги на реализацию проекта отказалось. Спас положение воспитанник лицея Яков Грот, которому к 1875 году удалось собрать 106 тыс. рублей.
После сбора средств объявили конкурс на лучший памятник Пушкину. Победу одержал скульптор Александр Опекушин, который на протяжении следующих пяти лет совместно с архитектором Иваном Богомоловым изготовлял модель статуи, отливал ее на бронзолитейном заводе в Петербурге и делал гранитный пьедестал.
Памятник планировали открыть в годовщину открытия лицея — 19 октября 1879 года. Однако из-за повреждения одного из элементов постамента праздник перенесли на 26 мая 1880 года — день рождения поэта. Но и майское торжество тоже пришлось отложить из-за траура по императрице Марии Александровне.
Бронзовый Пушкин засиял на Тверском бульваре в 1880 году. По воспоминаниям современников, в день открытия памятника толпы горожан и многочисленные экипажи почетных гостей (на открытии присутствовали Тургенев и Достоевский) стекались к площади Страстного монастыря. Вокруг памятника на шестах стояли белые щиты, на которых золотом были вытеснены названия произведений поэта.
Москвичи скупили у торговцев все ландыши и фиалки, которыми они впоследствии закидали пьедестал памятника.
Памятник Пушкину изначально был установлен лицом к Страстному монастырю: казалось, что поэт преклоняет голову перед колокольней святыни. В 1937 году монастырь разрушили: тогда же власти задумались о реконструкции Тверской улицы и переносе в том числе и памятника Пушкину. Но из-за войны к проекту приступили лишь в 1950 году.
Вместо Страстного монастыря появился сквер: в нем и решили установить памятник поэту и развернуть его на 180 градусов.
Перемещали 11-метрового Пушкина в ночь с 13 на 14 августа. Памятник поставили на рельсы и передвинули на 104 метра с помощью двух десятитонных дорожных катков. Скорость движения составила около метра в минуту.
Заинтригованные москвичи всю ночь наблюдали за движением громадной статуи. Ювелирный процесс занял около шести часов.
Если раньше Пушкин стоял преклонив голову перед куполами Страстного монастыря, то сегодня он располагается на месте снесенной колокольни. Кроме того, некоторое время на крыше противоположного дома стояла статуя балерины, из-за чего здание получило прозвище «Дом под юбкой», а поэт, соответственно, на своем месте как бы отворачивается от «срама».
Изначально на пьедестале были высечены строки из стихотворения поэта «Памятник». Работавшему над посмертным собранием сочинений Пушкина Василию Жуковскому из-за царской цензуры пришлось заменить строку «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» на более лояльную — «Что прелестью живой стихов я был полезен». Но на столетие со дня смерти Пушкина было решено заменить исправленный цензурой текст стихотворения на оригинальный. Старые строки срубили, а устаревшую грамматику заменили на современную.
Гоголь веселый и Гоголь печальный
В 1880 году во время торжеств по случаю открытия памятника Пушкину у московской интеллигенции возникла идея установить монумент Николаю Гоголю. Общество любителей российской словесности организовало сбор средств. Первым деньги пожертвовал меценат Павел Демидов: он внес 5 тыс. рублей и пообещал взять на себя поставку меди.
Когда капитал достиг 70 тыс. рублей, литературно-научное сообщество запустило конкурс на лучший проект памятника и приступило к выбору его месторасположения в Москве. В конкурсе участвовали 44 проекта памятника: работы выставили в Историческом музее.
Автором четырех из них дали премии, однако ни один из проектов не был рекомендован для сооружения памятника. По словам очевидцев, все варианты напоминали «каминные часы или кондитерские торты».
На заседании Комитета по возведению памятника Гоголю 13 февраля 1906 года было объявлено: «...нового конкурса не устраивать, а поручить составление проекта скульптору Андрееву, не связывая его никакими условиями, кроме стоимости». Скульптор изобразил знаменитого писателя грустным, душевно опустошенным, утратившим веру в свое творчество. Архитектор Федор Шехтель изготовил необычный постамент, украшенный барельефами в виде персонажей гоголевских произведений. В частности, образ Городничего архитектор «писал» с Владимира Гиляровского.
Первый памятник Николаю Гоголю открыли в Москве в 1909 году на Пречистенском бульваре, который впоследствии переименуют в Гоголевский. Через соседнюю Арбатскую площадь Гоголь «часто направлялся то в церковь св. Саввы, то на Девичье поле к своему приятелю Погодину».
Торжественная программа по случаю возведения памятника проходила три дня. Непосредственно в день открытия памятника были отменены занятия в школах. Журнал «Исторический вестник» сообщал, что «В этот знаменательный день Москва имела далеко не обычный вид… Не говоря уже о развевающихся флагах на домах, на улицах замечалось такое оживление, какое бывает лишь в дни больших народных торжеств».
Хотя радости от самого факта открытия памятника было много, скульптура Андреева понравилась далеко не всем. Современники называли памятник «летучей мышью» и «вороной». Художник Михаил Нестеров заявил, что «для Андреева нет пощады» за то, что он изобразил Гоголя «умирающим, в смертельной тоске отрекающимся от всего им содеянного». В то время ходили слухи, что творческая интеллигенция намеревалась открыть подписку и возбудить ходатайство о замене монумента другим. А вот советская власть, пришедшая в 1917 году, была довольна образом Н.В. Гоголя на бульваре. В скорбной фигуре поэта они видели «жертву царского режима».
Монумент простоял на Пречистенском бульваре 42 года. В середине 1930-х годов газета «Правда» опубликовала материал, в котором раскритиковала монумент и заявила, что он искажает образ Гоголя и трактует его как пессимиста и мистика.
По одной из версий, Иосифу Сталину не нравился «скорбный» Гоголь, который попадался ему на глаза на пути с Красной площади на Кунцевскую дачу.
В 1951 году памятник было решено временно убрать на хранение в Музей архитектуры, расположенный на территории Донского монастыря. Это место в то время называли складом не удовлетворяющих партию памятников. Там хранились остатки разрушенного храма Христа Спасителя, а также барельефы с Триумфальных ворот.
Интеллигенция требовала установки нового монумента. Запрос был выполнен, и 2 марта 1952 года на столетие со дня смерти писателя на Гоголевском бульваре появился новоиспеченный памятник писателю. На нем Гоголь был изображен улыбающимся, жизнерадостным человеком. Выполнил скульптуру знаменитый монументалист Николай Томский. Его работа подходила под концепцию «веры в светлое будущее», которую пропагандировали советские власти. Сам скульптор отмечал, что памятник Гоголю — его самый неудачный проект.
В 1959 году первый монумент Гоголю убрали со «склада» и установили во дворе бывшей усадьбы графа Александра Толстого на Никитском бульваре, в которой Николай Гоголь провел последние четыре года жизни.
Два монумента, созданные Андреевым и Томским, расположились друг от друга на расстоянии менее 400 метров по обеим сторонам от Арбатской площади. Образы русского писателя контрастны, так как скульпторы создавали памятники в разное время. Московский поэт Лев Озеров так охарактеризовал дуэт двух «Гоголей» на Арбате: «Веселый Гоголь — на бульваре, печальный Гоголь — во дворе».