Тверской суд Москвы в четверг, 20 июля, огласил приговор очередному участнику антикоррупционной акции протеста, которая прошла 26 марта в столице. Перед судом предстал 32-летний ветеран войны в Чечне Станислав Зимовец, который, по версии следствия, бросил кусок кирпича в бойца ОМОН Росгвардии РФ.
Сразу после своего задержания Зимовец полностью признал вину, а также заявил, что хочет рассмотрения своего дела в особом порядке. Это предполагает отказ от исследования доказательств и допроса свидетелей, но при этом подсудимому не могут назначить наказание больше, чем две трети от максимально предусмотренного законом. Однако позже Зимовец заявил о своей невиновности.
В числе пришедших в суд оказались и несколько человек, разделяющих оппозиционные взгляды подсудимого, часть из них, как и сам Зимовец, были сторонниками оппозиционера Вячеслава Мальцева, недавно покинувшего Россию. А вот мать обвиняемого приехать в суд не смогла, несмотря на то что правозащитники собрали ей деньги на билет из Волгоградской области, где та проживает. Женщина заявила, что плохо себя чувствует и не сможет перенести дорогу до Москвы.
Обвиняемый поначалу вел себя раскованно, если не сказать дерзко. «Форма у вас подходящая ситуации», — сказал он в адрес полицейского конвойной службы. «Молча стой!» — резко одернул его тот в ответ.
Скандалили и некоторые из тех, кто пришел поддержать подсудимого в зале заседания. Они пытались фотографировать Зимовца, что запрещено правилами суда. В результате приставы удалили двух человек прямо перед началом заседания. После этого судья Елена Ермакова начала зачитывать свое решение.
«В судебном заседании установлено, что Зимовец 26 марта 2017 года, находясь в месте массового скопления людей и осознавая общественную опасность своих действий, а также понимая, что перед ним находится представитель власти в соответствующей униформе, применил в отношении того физическое насилие. А именно — бросил в того фрагмент кирпича, попав в спину заместителю командира батальона одного из подразделений ОМОН Нацгвардии России Владимиру Котеневу. В результате Зимовец причинил последнему физическую боль», — говорилось в тексте решения суда.
Также были описаны обстоятельства задержания обвиняемого.
В документе сказано, что Зимовец пришел на акцию протеста с ножом и травматическим пистолетом со снаряженным магазином, был одет в камуфляжную куртку и такого же цвета брюки. «После броска кирпича в омоновца в районе Пушкинской площади подсудимый отошел в скверик, снял куртку и убрал ее в рюкзак»,
— продолжала читать приговор Ермакова.
В приговоре она отразила и версию событий, описанную самим подсудимым. «Сам Зимовец заявил, что не имел намерения участвовать в акции протеста. А оказался в тот день на Пушкинской площади случайно. После того как он увидел, что сотрудники ОМОНа избивают невинных людей, он решил вмешаться в эти события, для чего бросил кусок кирпича в пустое место. Он сделал это, чтобы отвлечь полицейских от избиения людей. По словам обвиняемого, он взял пистолет и нож для самообороны, а куртку снял после броска кирпича, потому что ему стало жарко», — сказано в тексте приговора. Ермакова тут же заявила, что относится к этим словам скептически, так как они были даны после консультаций с адвокатом Светланой Сидоркиной, защищающей Зимовца.
Ермакова отметила, что вина подсудимого подтверждается показаниями потерпевшего Котенева, который опознал Зимовца, а также полицейским Климовым, который в штатской одежде вел видеозапись митинга. В частности,
он записал на камеру, как подсудимый бросил кирпич в омоновца, а потом проследовал за Зимовцом в сквер и пронаблюдал, как тот переодевается и прячет пистолет за пояс штанов.
«После этого Климов сообщил об увиденном по рации бойцам ОМОНа, и те задержали Зимовца по выходе из сквера», — отмечается в приговоре. Ермакова также отметила, что преступное деяние молодого человека подтверждается показаниями иных свидетелей — сослуживцев потерпевшего Котенева, а также видеоматериалами, которые были предоставлены МВД суду в качестве доказательств.
Судья признала Зимовца виновным по ч. 1 ст. 318 УК РФ (применение насилия против представителя власти, не опасного для его жизни).
«При назначении наказания суд учитывает тот факт, что Зимовец извинился перед потерпевшим, положительно характеризуется по месту своей бывшей службы и работы, а также ранее не судим. Кроме того, суд учитывает как смягчающее обстоятельство тот факт, что Зимовец содержит свою престарелую мать, страдающую рядом хронических заболеваний», — сказала судья. Однако тут же добавила, что, по мнению суда, исправление осужденного возможно только в условиях его изоляции от общества.
«Суд назначил Зимовцу наказание в виде двух с половиной лет в колонии общего режима. Срок наказания исчисляется с момента задержания подсудимого, то есть с 26 марта 2017 года», — сказала судья.
«Я должен через это пройти. Я ни о чем не жалею: я внес вклад в создание в России гражданского общества», — прокричал Зимовец сразу после завершения чтения приговора. Внешне он пытался сдерживаться, однако стало заметно, что парень серьезно нервничает.
«Мне кажется, что наказание, которое ему назначено, отражает то, что он отказался от рассмотрения дела в особом порядке. Как мы помним, и Кулий, и Шпаков, которые также проходят по делу о беспорядках 26 марта, взяли особый порядок и получили значительно меньшие сроки. Моему же подзащитному не разъяснили, что означает рассмотрение дела в особом порядке. Он полагал, что в этом случае он сможет и высказывать свою точку зрения, и приводить свои доводы, а это не так. Более того, если бы он взял особый порядок, он не смог бы обжаловать приговор», — сказала «Газете.Ru» адвокат Сидоркина. По ее словам, она обязательно подаст жалобу на нынешнее решение Тверского суда.
«Мой клиент не жалуется на условия содержания благодаря материальной поддержке, которую ему оказывают общественники и другие активисты», — отметила она.
Зимовец вырос в городе Волжский Волгоградской области. Он служил сапером в одном из подразделений российских вооруженных сил и участвовал в боевых действиях во время второй чеченской войны.
После этого некоторое время учился в Морском училище, а потом — в Волжском гуманитарном институте. Впрочем, ни одно из этих учебных заведений молодой человек не окончил. Через какое-то время Зимовец вместе с другом пытался открыть торговую точку (она разорилась), а после этого вплоть до своего задержания работал на стройке в Подмосковье. Из материалов, размещенных на страничке Зимовца в соцсети «ВКонтакте», можно сделать вывод, что он долгое время поддерживает оппозиционные силы в России.
«Меня, 26 загребли на Тверской, пока загребали не плохо по пинали мамоновцы, но было круто» — такой статус стоит на его страничке («Газета.Ru» сохранила орфографию и пунктуацию автора). Там же размещена фотография из автозака, на которой улыбающийся Зимовец запечатлен вместе с другими задержанными.
Зимовец стал третьим приговоренным по делу участников несанкционированной акции протеста 26 марта 2017 года. Ранее к восьми месяцам лишения свободы был приговорен актер Юрий Кулий, также родившийся в Волгоградской области. Столяр из подмосковных Люберец Александр Шпаков получил полтора года лишения свободы. Дело обоих рассматривалось в особом порядке.