Илья Пьянзин, 33-летний гражданин Казахстана, который был осужден в 2013 году за подготовку покушения на президента России Владимира Путина, просит помилования у российского лидера.
«Преступление было направлено против вас, поэтому и обратиться я решил к вам лично»,
— отметил Пьянзин в своем ходатайстве.
Осужденный добавил, что внимательно следит за деятельностью главы государства по теленовостям, одобряет его внутреннюю и международную политику.
Пьянзин уверяет, что искренне раскаивается в том, что побоялся обратиться в правоохранительные органы для пресечения подготовки этого «глупого и немотивированного преступления».
Однако газета «Коммерсантъ», сообщившая о просьбе Пьянзина, отмечает, что послание может не дойти до Путина, поскольку вначале его будет рассматривать региональная комиссия по вопросам помилования.
О покушении Пьянзина на Путина стало известно в начале 2012 года. Тогда СМИ сообщали, что спецслужбам Украины и России удалось сорвать планы террористов, готовивших покушение на в тот момент баллотировавшегося в президенты премьер-министра России Владимира Путина. Служба безопасности Украины (СБУ) предъявила злоумышленникам обвинения в создании террористической группы «для физического устранения первых лиц» России.
Пьянзин действовал вместе с гражданами России Адамом Осмаевым и Русланом Мадаевым, который погиб при взрыве в одесской квартире.
Пьянзин начал активно сотрудничать со следствием. Он сообщил украинским силовикам, что лидером группы, в которую он входил, был именно Осмаев, возглавлявший, как сообщалось в СМИ, одесскую ячейку запрещенной на территории РФ террористической организации «Имарат Кавказ» (организация запрещена в России). Тремя неделями позже показания подельника подтвердил и сам Осмаев. Причем сделал это под видеозапись, в которой назвал себя организатором покушений, а лидера северокавказских боевиков Доку Умарова — их заказчиком.
Позже, когда Пьянзин и Осмаев были осуждены, началась подготовка к экстрадиции злоумышленников в Россию. Экстрадицию Пьянзина суд Украины признал законной. А вот экстрадиции Осмаева, который обвинялся не только в покушении на Путина, но и в двух нападениях на главу Чечни Рамзана Кадырова, препятствовал Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
После экстрадиции Пьянзин, помещенный в следственный изолятор «Лефортово», отказался от прежних показаний, которые дал украинским спецслужбам. Российскому следствию Пьянзин рассказал, что являлся всего лишь невольным свидетелем организации преступления, которое, по его словам, планировал вовсе не арестованный на Украине и признавшийся в этом уроженец Чечни Адам Осмаев, а его погибший земляк Руслан Мадаев.
В итоге признанный виновным в подготовке покушения на Путина Илья Пьянзин получил 10 лет лишения свободы в колонии строгого режима.
Что касается Осмаева, позже выяснилось, что его сенсационные признания о причастности к покушению Доку Умарова были сделаны лишь для того, чтобы получить срок на Украине, избежав таким образом экстрадиции в Россию. Когда же местный суд решил все же выдать его Москве, Осмаев от своих показаний отказался, назвав при этом Пьянзина «провокатором от российских спецслужб».
Однако экстрадиция Осмаева так и не состоялась. В 2014 году после возвращения Крыма в Россию и начала военных действий на востоке Украины жена Осмаева Амина Окуева потребовала у новых украинских властей его реабилитации, направив письма с соответствующими просьбами в Верховную раду, Генпрокуратуру и Службу безопасности Украины.
«Я вообще не понимаю, почему наши новые власти медлят с этим вопросом.
Если мой муж и впрямь готовил покушение, то в нынешней ситуации они вообще должны его представить к правительственной награде
и отпустить с почестями на все четыре стороны», — заявила жена осужденного.
Генпрокуратура Украины сначала отказалась выдать Осмаева России, а затем и вовсе исключила две статьи о терроризме из обвинительного заключения по его делу. По словам адвоката Осмаева, данное решение было принято после отказа ее подзащитного от показаний, данных на досудебном следствии.
В конце концов Приморский районный суд Одессы признал Адама Осмаева виновным в совершении преступлений по трем статьям Уголовного кодекса Украины. Однако суд принял решение освободить Осмаева в связи с тем, что тот уже провел в заключении 2 года 9 месяцев, сочтя этот срок достаточным наказанием.