В Кремле изучили недавнюю публикацию «Новой газеты», содержащую информацию о массовых расстрелах, якобы происходивших в Чеченской Республике в январе 2017 года, сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
«Мы видели эти сообщения, которые были опубликованы в одной из газет. Мы приняли их к сведению. Также мы приняли к сведению опровержения этой информации, которые были сделаны органами внутренних дел Чеченской Республики», — сказал журналистам официальный представитель Кремля.
Песков добавил, что пока не имеет возможности ответить на вопрос о материале более подробно. «Информация носит достаточно анонимный характер, непонятен источник этой информации», — пояснил пресс-секретарь главы РФ.
В воскресенье, 9 июля, было опубликовано расследование, в котором говорилось, что в ночь на 26 января 2017 года в Чечне расстреляли 27 человек.
При этом издание оговаривается, что не может утверждать, что «в ночь на 26 января в Чечне произошла беспрецедентная по своим масштабам даже для Чечни внесудебная казнь», хотя эту информацию ему подтвердили два источника в следственном управлении Следственного комитета по Чечне, а также в администрации главы республики. По информации «Новой газеты», число расстрелянных может быть и больше — до 56 жителей Чечни.
По данным издания, с 17 декабря 2016 года в регионе проводились спецоперации, сопровождавшиеся массовыми задержаниями. К концу января число задержанных составило около 200 человек. Части из них позже, 20 февраля 2017 года, предъявили официальные обвинения в нелегальном обороте оружия и участии в незаконном вооруженном формировании.
Министр по национальной политике, печати и информации Чеченской Республики Джамбулат Умаров прокомментировал опубликованное расследование, заявив, что предоставленные изданием сведения о массовом расстреле десятков человек в республике являются ложью. Об этом глава ведомства сказал 9 июля в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
Умаров заявил, что материал газеты должен рассматриваться как дезинформация, которая направлена против республики.
В связи с публикацией в следственные органы РФ был направлен запрос по гражданам, чьи имена издание указало в списке лиц, якобы расстрелянных в республике в январе этого года. Запрос на проверку этих сведений поступил от уполномоченного по правам человека в РФ Татьяны Москальковой. По ее словам, информация по нескольким гражданам, имена которых «Новая газета» указала в своем списке, не подтвердилась.
«Если сравнить те фамилии, по которым ко мне обращалась «Новая газета» в марте, и те, которые перечислены в статье за 9-е число, то перечень, за исключением троих, совпадает, — сообщила Москалькова «Интерфаксу». —
По тому обращению, которое мне пришло в марте, мною были направлены запросы в Следственный комитет, и по двоим людям, указанным в списке как пропавшие, мы получили ответ, что они не являются пострадавшими».
Москалькова уточнила, что полноценное расследование требует дополнительных проверочных данных, поиском которых, по ее словам, в настоящий момент занимаются сотрудники следственных органов.
Это уже не первое подобное расследование «Новой газеты» — в апреле 2017 года издание опубликовало материал, в котором сообщалось, что в Чечне были задержаны около 100 человек, подозреваемых в гомосексуализме.
Тогда газета утверждала, что были убиты как минимум три человека.
После публикации расследования «Новой газеты» в апреле генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд призвал уполномоченного по правам человека в РФ Татьяну Москалькову проверить информацию о нарушении прав представителей ЛГБТ-сообщества в Чечне. В прошлый четверг, 6 июля, Москалькова рассказала, что получила промежуточный ответ Следственного комитета по проверке этих данных.
«В нем (ответе) говорится, что ими (СК) не установлены факты, подтверждающие насильственные действия в отношении таких лиц, в связи с тем, что у них отсутствуют конкретные данные по этим гражданам», — сообщила Москалькова.
Омбудсмен отметила, что этот ответ является промежуточным, поскольку в повторном запросе и письме «Новой газеты», которое она переслала в Следственный комитет, есть информация о фамилиях лиц, считающихся погибшими.
«Я попрошу направить уточняющий ответ по тем фамилиям, которые перечислены в письме. Они действительно расплывчаты, только фамилия и имя, больше данных нет, но, думаю, следственные органы примут меры, чтобы побеседовать с автором статьи, получить дополнительные данные о годе рождения, месте захоронения», — сказала Москалькова, уточнив, что в запросе фигурируют 24 человека.