Госдума 21 июня приняла в третьем чтении законопроект о расширении полномочий Федеральной службы охраны. Этот документ внес на рассмотрение президент РФ Владимир Путин 11 февраля нынешнего года.
Закон определяет, что директор ФСО России или уполномоченное лицо сможет устанавливать ненормированный рабочий график для отдельных категорий сотрудников органов государственной охраны. При этом таким сотрудникам будет предоставляться ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью до 10 суток. Однако
наиболее важные моменты документа все же связаны не с этим, а с правом госохранников ограничивать права и свободы других граждан, а также с предоставлением им возможности на приоритетной основе использовать объекты инфраструктуры.
Например, после принятия законопроекта сотрудники ФСО могут на безвозмездной основе пользоваться аэропортами, аэродромами, вертолетными станциями, морскими и речными портами. Также они смогут получать на безвозмездной основе обеспечение полетов и судовождения.
Госохрана также теперь получит возможность ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на охраняемых трасса,х и им будет разрешено «обеспечивать охрану находящихся на стоянке воздушных судов и иных транспортных средств, используемых в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны». По новому закону
сотрудники ФСО также получили право «обнажить оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения» — например, если задерживаемый с оружием приблизится к ним или прикоснется к оружию сотрудника ФСО.
В ситуации необходимой обороны и при крайней необходимости сотрудникам ФСО будет дано право использовать любые подручные средства (в том числе транспортные).
Еще одним спорным моментом стало право «принимать меры по защите персональных данных объектов госохраны и членов их семей».
Обработка таких данных может осуществляться с согласия охраняемых лиц или с согласия органов госохраны, кроме персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральными законами. Многие эксперты и правозащитники считали, что эта мера направлена против так называемых общественных расследований, которые могут проводиться против тех или иных лиц, имеющих защиту со стороны ФСО в соответствии с законом.
Впрочем, новый закон вводит и ряд серьезных ограничений по отношению к самим работникам ФСО. В частности, он запрещает сотрудникам ФСО размещать в СМИ и в интернете информацию (в том числе фото-, видеоматериалы) о себе, других сотрудниках органов государственной охраны, позволяющую раскрыть их принадлежность к таким органам, о своей служебной деятельности. Военнослужащие и гражданский персонал органов госохраны, имеющие имущество за границей, обязаны в определенный срок принять меры по его отчуждению.
Все госохранники теперь будут обязаны проходить дактилоскопию. Судимых людей, в том числе тех, у кого судимость снята или погашена, не будут принимать в ФСО.
Основанием отказа при трудоустройстве может также служить употребление наркотиков и новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также осуществление предпринимательской деятельности.
По сути, почти все нововведения, принятые Госдумой, повторяют положения совершенно секретного приказа №00157 от 1961 года, который регламентировал деятельность знаменитого Девятого управления КГБ СССР (именно это подразделение было предтечей ФСО). Тогда сотрудники «девятки» имели все те же полномочия, что и работники прочих отделения Комитета госбезопасности. В частности, они имели право выполнять свои задачи под видом сотрудников других силовых структур. Например, они могли переодеться в форму сотрудников ГАИ СССР, встать на тех или иных важных перекрестках и дорожных развязках и остановить подозрительную машину.
Служба охраны первых лиц государства за время своего существования переживала ряд реформ. Так, после распада СССР глава Службы безопасности президента Бориса Ельцина Александр Коржаков «продавил» решение о разделении общей службы госохраны и личной охраны первого лица, которая не подчинялась другим подразделениям охраны. Впрочем, в 1996 году Служба безопасности президента вновь была включена в ФСО РФ.
Ветеран спецподразделения ФСБ России «Альфа» Андрей Попов не считает, что новый закон предоставит какие-то новые полномочия госохранникам.
«Насколько я знаю, все эти ситуации, которые прописаны в новом законе, встречались и ранее. Просто раньше все эти меры применялись путем взаимодействия ФСО и представителей органов местного самоуправления. По факту ничего не изменилось, просто упростили процедуру согласования, введения особых мер, того же пропускного режима, в отношении лиц, которые являются объектами охраны ФСО.
Сказать, что ФСО вдруг получили какие-то экстренные полномочия, нельзя. Всегда, когда требовалось обеспечить безопасность первых лиц государства, нужные меры принимались в исчерпывающем объеме. Новый закон позволит действовать более оперативно и избежать ненужных согласований с органами местного самоуправления. Это упростит жизнь, в том числе и местным властям регионов, в которых работают сотрудники ФСО», — сказал эксперт «Газете.Ru».
Впрочем, некоторые правозащитники склонны видеть в новом документе попытку различных должностных лиц высшего звена спрятать данные о своем личном имуществе на фоне коррупционных скандалов недавнего времени.
«Я еще не читал всего текста закона, но для меня, конечно, очень важна та его часть, что позволяет засекречивать информацию об имуществе господ, которых ФСО охраняет. Это препятствие информированию общества об имуществе высших должностных лиц. Ни в какие ворота в любом демократическом государстве не лезет.
Скорее всего, именно для этого данный документ и создавался, так как дополнительные права по перекрытию движения и пользованию аэродромами — это узаконивание того, что сотрудники ФСО делали и так», — пояснил «Газете.Ru» глава правозащитного общества «Мемориал» (организация включена Минюстом в список иноагентов) Олег Орлов.