20 июня в Московском окружном военном суде (МОВС) прошли слушания по двум резонансным процессам — об убийстве оппозиционного политика Бориса Немцова и о распространении экстремистских материалов участниками сообщества Misanthropic Division (организация запрещена в России). И если по первому делу до приговора еще далеко, то «человеконенавистников» судья Вадим Краснов закончил рассматривать довольно быстро: менее чем за месяц.
Во время оглашения приговора были приняты усиленные меры безопасности. Кроме полицейских конвойной службы и судебных приставов зал заседания охраняли бойцы ОМОНа Росгварии РФ. Трое подсудимых — 26-летний москвич Кирилл Халепо, 30-летний житель Ростова-на-Дону Виктор Пехтерев и 23-летний выходец из города Онега Архангельской области Виталий Царук — держались уверенно, даже перешучивались между собой, но при этом закрывали лица капюшонами своих балахонов и руками.
Сообщество Misanthropic Division было создано в 2013 году придерживающимся расистских и неонацистских взглядов гражданином Белоруссии Дмитрием Павловым. Как ранее сообщили в СК РФ, эта организация сейчас запрещена решением суда на территории РФ.
С началом событий на Украине в 2014 году сообщество стало интернациональным: его ячейки были открыты в 19 государствах, в том числе в России, Белоруссии, Украине, Германии, Франции, Польше, Великобритании.
Функционеры украинской ячейки принимали участие в боевых действиях на востоке Украины. Кроме того, участники организации ведут популяризацию ультраправой идеологии, национал-радикализованных и вооруженных формирований Украины («Правый сектор» (организация запрещена в России), батальон «Азов»), а также призывают вступать в их ряды.
Как следует из обвинительного заключения, в 2014 году Халепо, увлекшись национал-социалистической идеологией, стал администратором сообщества Misanthropic Division Rusland и сделал репост двух статей «Адольф Гитлер о евреях», «Пособие NSWP», а также видеоролика «С новым годом 88/16». Как полагает гособвинение, этого достаточно для привлечения его к ответственности по статьям 282 УК «Возбуждение ненависти либо вражды к социальной или национальной группе», а также «Публичные призывы к террористической деятельности».
Пехтерева прокурор счел виновным в размещении в паблике Misanthropic Division Poetry стихотворения «Меньше слов — больше дела», где содержатся призывы к совершению взрывов и поджогов объектов стратегической инфраструктуры, а также возбуждается ненависть к представителям народов Кавказа и Средней Азии и людям, исповедующим христианство. Таким образом, обвинение считает ростовчанина виновным по статье «Разжигание розни» и «Призывы к террористической деятельности».
Царук, по мнению прокурора, разместил в группе Misanthropic Division-Violence статьи «Соратники — время убивать», «Я всегда мечтал медленно ехать по ночным улицам» и некоторые другие материалы. В них содержатся оправдания убийств выходцев с Кавказа, проституток и людей, ведущих асоциальный образ жизни. Как сказано в обвинительном заключении, Царук допустил призывы к экстремистской деятельности, а также возбуждал ненависть к людям, занимающимся оказанием интимных услуг, и представителям народов Кавказа.
Прокурор особо отметил, что все трое подсудимых выходили в социальную сеть «ВКонтакте» со своих компьютеров и мобильных устройств, не пользовались псевдонимами (никнеймами) и программами, которые скрывают их местоположение.
Судья Краснов зачитал перед собравшимися только вводную и резолютивную части. Нынешняя редакция Уголовно-процессуального кодекса позволяет ему делать именно так. Его решение было ожидаемым: все трое обвиняемых были признаны виновными.
«Назначить Кириллу Халепо наказание в виде 3 лет колонии-поселения, Виталию Царуку — в виде 3 лет и 2 месяцев лишения свободы в колонии общего режима, Виктору Пехтереву — в виде 3,5 лет лишения свободы в колонии общего режима.
Зачесть подсудимым срок нахождения под стражей с июля 2016 года», — огласил решение судья. При этом исключил из дела один из эпизодов — о размещении Халепо видеоролика «С новым годом 88/16». По мнению Краснова, так как осужденный передавал свои пароли и логины другим участникам интернет-сообщества, следствие не смогло доказать, что данный материл разместил именно москвич.
Ранее прокурор просил также запретить фигурантам дела размещать что-либо на открытых ресурсах в интернете после того, как они освободятся из колонии, в течение трех лет.
Но судья не стал им назначать такое наказание. После оглашения приговора Краснов пояснил осужденным, что им сильно повезло: закон по данному обвинению был ужесточен и вступил в силу 20 июля 2016 года. «Но так как вы были задержаны 17 июля 2016 года, то вас судили по более мягкому законодательству», — сказал судья.
Как рассказала «Газете.Ru» мать Халепо Наталья, Кирилл до того, как оказался в СИЗО, работал в фирме, которая занимается поставками медицинского оборудования, предназначенного для лечения онкобольных, а также занимался спортом. «У него — астма, из-за чего ему нельзя находиться в изоляторе. Однако никаких послаблений нам в связи с этим не делают», — отметила она.
Между тем, как следует из материалов дела, Халепо был знаком лично с видным представителем российского националистического движения Романом Железновым. «Из материалов дела следует, что они познакомились где-то в 2013 году», — пояснил «Газете.Ru» адвокат осужденного Матвей Цзен. Железнов, известный по прозвищу Зухель, окончил ВШЭ, состоял в организации «Реструкт» Максима Марцинкевича. В мае 2013 года Роман Железнов был задержан по подозрению в краже 2 кг мраморной говядины из магазина, в ноябре того же года был признан виновным и приговорен к 10 месяцам тюрьмы. Сам Железнов заявлял, что считает свой арест «политически мотивированным». 9 июля 2014 года Железнов, прибыв на территорию Украины, вступил в батальон «Азов».
После этого в России против него было возбуждено первое в России уголовное дело по статье 359 УК РФ «Наемничество», также Зухеля объявили во всероссийский розыск.
Именно в этот период Халепо общался с Железновым через интернет.
Однако, как сообщил «Газете.Ru» источник, знакомый с материалами дела, ключевые показания против Халепо дал другой националист Владимир Смирнов, который позже сменил имя на Вильгельм Вейгаупт. Этот человек состоял в движении «Русская Вологда» и входил в группу Misanthropic Division во «ВКонтакте». Оперативники ФСБ и отдела «Э» задержали Вейгаупта-Смирнова и провели обыск в его однокомнатной квартире. В ходе оперативных действий были найдены боевая граната Ф-1 с запалом, вещества, которые могли быть использованы для изготовления СВУ, военный прибор и компоненты для работы с отравляющими веществами нервно-паралитического действия: зарин, зоман, иприт. Более того, в доме было найдено большое количество экстремистской литературы с фашистской символикой. С Халепо Вейгаупт-Смирнов общался только через интернет, но лично они не встречались.
Прокурор Александр Шадрин заявил журналистам, что приговором он в целом доволен. «Суд признал подсудимых виновными в пропаганде экстремизма и терроризма. Наказание им назначено в рамках закона. Изучим приговор и примем решение о дальнейших действиях прокуратуры», — сказал он.
Адвокат Халепо Матвей Цзен, напротив, с позицией следствия и суда категорически не согласился и отметил, что собирается обжаловать нынешнее решение.
«Ключевой момент нашей позиции не был услышан судом: нахождение в группе не является членством в экстремистской организации. Я планирую приговор обжаловать. С чисто технической точки зрения не доказано размещение материалов именно моим подзащитным. И эксперт со стороны обвинения, и эксперт, которого пригласила защита, подтвердили: сейчас есть технологии, которые позволяют подменить IP-адрес при размещении того или иного материала. Так что не факт, что это сделал именно мой подзащитный», — сказал он.
По словам адвоката, нынешнее решение суда является опасным прецедентом с точки зрения правоприменительной практики. «Людей отправляют в тюрьму за деятельность, которая протекала в интернете. При этом они никому не причинили какого-либо ущерба, потерпевших по этому делу нет вообще.
Нахождение и администрирование интернет-сообщества впервые на моей памяти было признано подразделением экстремистского сообщества.
После введения в действие «закона Яровой» это деяние стало тяжким преступлением, срок давности по которому составляет 10 лет. И вот вы вступили в группу, а что произойдет через 7–10 лет, как изменится ситуация в политике, вы тоже не знаете. Человека ведь вообще можно включить в группу без его ведома», — сказал Цзен.