Обыски в общественной организации «Русь сидящая», которую возглавляет правозащитника и журналист Ольга Романова, начались днем в четверг, 8 июня. Об этом Романова сообщила на своей странице в социальной сети Facebook. Координатор «сидельцев» Алексей Федярин в беседе с журналистами отметил, что обыск проводят сотрудники Управления борьбы с экономическими преступлениями МВД РФ (ГУЭБиПК) и что причина этих следственных действий ему «не ясна».
По словам Романовой, выемку бухгалтерской документации проводили четыре сотрудника СК в присутствии двух понятых. «Все интересовавшие документы мы выдали добровольно», — сказала она. По данным ТАСС со ссылкой на источник в правоохранительных органах,
силовиков интересуют финансовые документы, печатная продукция, внешние носители информации, а также компьютеры, установленные в офисе.
Следователи предъявили постановление о проведении оперативно-следственных мероприятий в связи с якобы поступившей информацией о хищении бюджетных средств, сообщила лидер «Руси сидящей». «Бюджетных средств у нас нет в принципе», — отметила Романова, добавив, что не связывает обыски в офисе организации с делом «Седьмой студии», созданной режиссером Кириллом Серебренниковым.
Представитель организации Сергей Шаров-Делоне уточнил, что правоохранители пришли по сигналу о хищениях бюджетных средств. «Каких (средств) — нам неизвестно. Обыски проводились в рамках доследственной проверки, дело еще не возбуждено. Формально это называется обследование помещений с добровольной выдачей документов», — сказал он. Шаров-Делоне также добавил, что поводов для протестов и жалоб на проводимые следственные действия нет: «Сотрудники ОБЭП вели себя очень корректно. Мы надеемся, что будет выяснено, что бюджетных средств у нас не было, и на этом все закончится».
В пресс-службе МВД «Газете.Ru» сказали, что инициаторами следственных действий выступили сотрудники Следственного комитета.
«Русь сидящая» была создана после резонансного дела мужа Романовой Алексея Козлова. Он был помощником председателя комитета Совета Федерации по международным делам, а в 2009 году был осужден по делу о мошенничестве и покушении на легализацию денежных средств (по последнему обвинению был оправдан в 2013 году). В 2006 году, как отмечала Романова, Козлов стал генеральным директором ОАО «Группа «Финвест» и возглавил также некоторые дочерние компании группы, в том числе московскую фирму по производству искусственной кожи ОАО «Искож». Сообщалось, что фактически компания «Финвест» принадлежала Владимиру Слуцкеру, который на тот момент уже был членом Совета Федерации, и Амбарцуму Сафаряну. При этом публиковались сведения, что Козлов был партнером Сафаряна и Слуцкера еще в 2002 или 2004 году.
Летом 2007 года один из эпизодов уголовного дела против Сафаряна (в 2008 году он был признан виновным в хищении и приговорен к шести с половиной годам лишения свободы) был выделен в отдельное производство, и в отношении Козлова было возбуждено уголовное дело о незаконном присвоении акций ОАО «Искож». По данным следствия, предприниматель, используя подконтрольную ему офшорную структуру, совершил «мошенничество путем хищения», переведя 33,4% акций ОАО «Искож» на счета своей компании при содействии неустановленных лиц (один из подозреваемых был гражданином Эстонии, а другой — жителем этой страны без гражданства; оба объявлены в розыск).
29 июля 2008 года Козлов был задержан, а 31 июля суд санкционировал его арест. Козлов был приговорен к восьми годам лишения свободы за мошенничество и легализацию средств, полученных преступным путем.
Во время следствия Козлов вел блог в «Живом журнале» «Бутырка-блог» о быте в этом следственном изоляторе. А его супруга помогала ему публиковать материалы о тюремной жизни. В 2011 году Верховный суд постановил освободить предпринимателя из заключения, а его дело отправить на пересмотр. Именно тогда и возникло движение «Русь сидящая», основной целью которого стала помощь политическим и иным заключенным, оказавшимся в местах лишения свободы незаконно.
Параллельно с этим Козлов и Романова активно занимались общественно-политической деятельностью. В частности, в 2012 году они участвовали в митинге оппозиции «За честные выборы» на Новом Арбате. Как следует из материалов уголовного дела в отношении лидеров «Левого фронта» Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева, именно на Романову был зарегистрирован «Яндекс-кошелек», на который собирались средства для организации митинга и шествия оппозиционеров в мае 2012 года. В ходе митинга произошли столкновения протестующих с полицией, закончившиеся «болотным делом».
В марте 2012 года Козлов был повторно приговорен за мошенничество и легализацию преступно нажитых средств к пяти годам лишения свободы. Позже Мосгорсуд снял обвинение в мошенничестве, сократив срок до четырех лет, и в июне 2013 года Козлов вновь был выпущен на свободу.
В октябре 2012 года Романова была выбрана в члены Координационного совета российской оппозиции, который она покинула в июле 2013 года. «Надоело деньги собирать. Сосредоточусь на зэках» — так прокомментировала Романова это решение. Также журналистка принимала участие в митингах и пикетах за освобождение участниц Pussy Riot Марии Алехиной и Надежды Толоконниковой (признана в РФ иностранным агентом).
Из-за своих политических взглядов Романова неоднократно оказывалась в центре скандалов. Так,
весной 2013 года она отказалась оплатить счет в ресторане после того, как узнала о политических пристрастиях менеджера этого заведения.
«Впервые в жизни не оплатила ресторанный счет. Вовсе не потому, что не могла — очень могла, с запасом. Просто менеджер изволил сообщить, что он думает об оппозиции вообще (фигово) и о Путине в частности (в восторге). Я знаю Руслана (менеджера ресторана) не первый год. И даже не третий десяток лет — гораздо дольше. Просто иногда не хочется, чтобы старые дружбы заканчивались вот так плохо. Пусть он думает, что из-за денег. Хотя это не так. Он оскорбил всех наших сидельцев. Наверное, нужно было бы заплатить и плюнуть в морду. Но чего-то и платить тоже не захотелось. Пусть сам платит» — так прокомментировала она этот инцидент в Facebook.
Также в своей социальной сети она писала пост о сотруднице оперативного полка московской полиции, которая курила на акции протеста в январе 2013 года. «Вот эту ментовскую (слово пропущено по соображениям этики. — «Газета.Ru») я довела до белого каления. Она непрерывно курила, а я ходила за ней и следила, чтобы она окурки в урну кидала», — гласила запись журналистки. Из-за этого в отношении Романовой было возбуждено уголовное дело по статье «Оскорбление представителя власти». Сама правозащитница потом оправдывалась, что написала неприличное слово, обозначающее женщину, ведущую беспорядочную половую жизнь, не как оскорбление, а как связующее слово.