Как сообщила старший помощник руководителя ГСУ СК по Москве Юлия Иванова, Юрий Итин и Нина Масляева задержаны по подозрению в хищении в 2014 году бюджетных средств, выделенных автономной НКО «Седьмая студия». Им вменяется мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По данным следствия, неустановленными лицами из числа руководства «Седьмой студии» с 2011 по 2014 год были похищены бюджетные средства в размере около 200 млн рублей, выделенных постановлением правительства РФ на развитие и популяризацию искусства.
Юрий Итин возглавляет ярославский театр имени Федора Волкова. Нина Масляева числится бухгалтером театра «У Никитских ворот».
«Седьмая студия» была создана худруком «Гоголь-центра» Кириллом Серебренниковым, которого накануне допрашивали по тому же делу и отпустили домой под обязательство явки к следователю.
Директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры России Андрей Малышев заявил, что министерство действительно выделяло денежные средства студии режиссера Кирилла Серебренникова. «В период 2011–2014 годов Минкультуры России ежегодно выделяло средства АНО «Седьмая студия» на проект «Платформа» в соответствии с постановлением правительства России №1191», — сказал он. По словам Малышева, общая сумма финансирования составила 216,5 млн рублей. Он также отметил, что срок действия данного постановления истек еще в 2014 году, с этого момента средства на проект не выделялись.
Правительственная субсидия шла по линии департамента государственной поддержки и народного творчества Министерства культуры РФ, который в то время возглавляла Софья Апфельбаум — ныне директор РАМТа. Накануне у нее прошли обыски, а позже она дала показания в Следственном комитете.
«Седьмая студия» возникла на базе курса Кирилла Серебренникова в Школе-студии МХАТ и долгое время не имела постоянного помещения. В 2011 году театр играл свои спектакли в рамках проекта «Платформа», размещавшегося в одном из цехов ЦСИ «Винзавод»; его куратором был Серебренников. Многие спектакли «Седьмой студии» были затем перенесены на сцену «Гоголь-центра», а актеры студии вошли в труппу театра.
Театр имени Гоголя Кирилл Серебренников возглавил в августе 2012 года. Это назначение было сделано в рамках культурной политики Москвы, проводимой тогдашним главой департамента культуры Сергеем Капковым.
Одновременно с Серебренниковым в театр (переименованный в «Гоголь-центр») пришел и новый директор Алексей Малобродский, который был уволен в начале марта 2015-го. Увольнение Малобродского было едва ли не последним действием Сергея Капкова в качестве московского министра культуры — он ушел в отставку буквально через два дня после этого решения.
Спустя месяц после увольнения Малобродского стало известно о больших долгах «Гоголь-центра». Речь шла примерно о 80 млн рублей; заявившей об этом на пресс-конференции новому директору театра Анастасии Голуб бывший директор ответил открытым письмом, в котором уточнял, что сумма долга была в разы меньше, а также подробно рассказывал о том, какие меры были предприняты его руководством для уменьшения долга (письмо есть в распоряжении редакции).
В результате театр отказался от системы «резидентур» и свел к минимуму количество новых спектаклей, а также попросил помощи у департамента культуры. По словам Серебренникова, депкультуры не стал активно включаться в помощь театру. В театре был введен режим жесткой экономии, что, по словам руководства театра, позволило сократить сумму долга.
Как писала «Газета.Ru»,
днем 23 мая в «Гоголь-центре» и доме у Серебренникова, а также по ряду других адресов прошли обыски.
Пиар-директор «Гоголь-центра» Ника Груздева рассказала, что актеры и сотрудники театра могли войти в здание, но не могли покинуть его. По ее словам, правоохранители собрали их в большом зале театра и изъяли мобильные телефоны. Вечером 23 мая в театре был запланирован спектакль «Мертвые души». Из-за следственных действий актеры не смогли завершить репетицию спектакля.
Вечером того же дня перед театром собрались представители публики и театральной общественности, решившие поддержать театр. К собравшимся вышла Чулпан Хаматова, которая зачитала заявление, подписанное Олегом Табаковым, Евгением Мироновым, Алексеем Аграновичем и другими представителями театральной и киноотрасли.