В рамках уголовного дела о теракте в метро Санкт-Петербурга Следственный комитет провел обыски у уроженцев Средней Азии, контактировавших с подозреваемым в совершении теракта Акбаржоном Джалиловым. Об этом говорится в пресс-релизе СК.
«Установлены несколько граждан среднеазиатских республик, которые контактировали с Джалиловым. В ходе обысков в квартире, где проживали эти лица, обнаружены предметы, имеющие значение для расследования, все они изъяты и направлены на исследование», — говорится в сообщении ведомства.
Как выяснила «Газета.Ru»,
среди задержанных после взрыва в петербургском метро есть сотрудники сети ресторанов японской кухни, в одном из которых работал исполнитель теракта Акбаржон Джалилов.
Об этом сообщил источник, знакомый с ходом расследования. По его информации, в ресторанах работала целая группа выходцев из киргизского города Ош, разделяющих радикальные исламистские взгляды. Часть из них вернулась обратно в Киргизию, а
трое человек, по данным собеседника «Газеты.Ru», уехали в Сирию.
Количество задержанных коллег Джалилова он не уточнил. По его данным, всего было задержано около 25 знакомых смертника. Источник «Газеты.Ru» также добавил, что следствие начало отрабатывать версию о том, что возможные сообщники смертника являлись сотрудниками той же сети.
Другой источник «Газеты.Ru» в правоохранительных органах пояснил, что следствие проверяет, были ли среди сообщников Джалилова, 22-летнего уроженца Оша, другие узбеки из этого города.
«Газета.Ru» связалась с оператором сети японской кухни в Санкт-Петербурге, однако он не смог предоставить информацию о том, проходили ли в заведениях сети какие-либо следственные действия.
В управлении ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не стали комментировать эту информацию.
Источник в правоохранительных органах рассказал «Газете.Ru», что знакомых Джалилова вычисляли, в том числе изучая его связи в соцсетях. Так, в одной только соцсети «ВКонтакте» у Джалилова было пять аккаунтов. Об этом говорят данные исследования, которое провела компания Social Data Hub.
«Суммарно с 2014 года я нашел пять его аккаунтов, два из которых были удалены администрацией ВК за нарушение правил», — рассказывает руководитель компании Артур Хачуян.
При этом, по словам Хачуяна, предположительно основной аккаунт террориста был удален за неделю до теракта.
Источник «Газеты.Ru» в силовых структурах рассказывает, что изучать интернет-связи Джалилова специалисты начали сразу после того, как стали известны имя и фамилия смертника. При этом он отмечает, что, как правило, когда завербованного террориста кураторы начинают готовить к диверсии, он уходит из открытых соцсетей и начинает пользоваться мессенджерами. Поэтому некоторые из аккаунтов Джалилова не использовались уже долгое время.
В свою очередь, в администрации «ВКонтакте» подтвердили, что они удаляли аккаунт Акбаржона Джалилова за спам.
Однако пояснить, рассылал ли этот спам сам Джалилов или же спам рассылался в результате взлома его страницы, в администрации «ВКонтакте» не смогли. На вопрос, обращались ли в компанию российские силовики за помощью, представители соцсети ответили, что «отношения «ВКонтакте» как российской компании и государственных органов регулируются действующим законодательством. В его рамках и работаем с ними».
Между тем, как выяснила «Газета.Ru», все задержанные в рамках расследования дела о теракте сейчас проверяются на связи с группой террористов, готовивших в Санкт-Петербурге взрывы в торговых центрах на Новый год. Напомним, что 12 ноября были задержаны десять человек по подозрению в подготовке терактов в Москве и Санкт-Петербурге. У них были изъяты четыре самодельные бомбы, боеприпасы и огнестрельное оружие.
В ФСБ рассказали, что члены группировки планировали террористические атаки в местах массового скопления людей в Москве и Петербурге.
Члены группировки сообщили о связях с главарями ИГ (запрещена в России). Источники в правоохранительных органах не исключают, что у них могла быть информация о так называемых «спящих агентах», которые в случае необходимости бывают задействованы кураторами для совершения терактов и диверсий.
При этом ранее спецслужбы Петербурга уже задерживали боевиков, прошедших обучение в Сирии и вернувшихся в Россию. Так, в апреле 2016 года петербургские чекисты задержали боевика ИГ, прошедшего обучение в лагере подготовки исламистских боевиков. Надо отметить, что проживал он во Всеволожске, и именно там располагается одно из заведений, в котором успел поработать смертник Джалилов.
Напомним, как ранее писала «Газета.Ru», Джалилов переехал в Петербург со своим отцом в 2011 году после получения гражданства в генконсульстве России в Киргизии.
Там оба Джалиловых работали в автомастерской — они кузовщики. Через некоторое время Джалилов-старший уехал к семье, а его сын поменял профессию и стал работать поваром в суши-ресторанах. При этом, как отмечают его знакомые, в 2015 году Джалилов куда-то исчезал на долгое время. Не исключено, что именно в этот период он подвергался вербовке.
Источники в правоохранительных органах говорят, что за последние два года в Петербурге активизировалось исламистское подполье. Связано это с тем, что в Москве, где сосредоточены основные ресурсы силовиков и госорганов, сложнее оставаться в тени. По данным МВД Питера, только в 2015 году в Сирию отправились воевать 17 петербуржцев. Неофициально же в спецслужбах говорят, что
с 2015 года из Петербурга и Ленобласти в ИГ отправились «служить» около 50 человек.
И это без учета жителей Средней Азии, которые находятся в городе на заработках и представляют собой потенциальное «сырье» для вербовщиков.
Петербургское издание «Бумага» в 2016 году отмечало, что впервые о радикальных исламистах в Северной столице серьезно заговорили в июле 2009 года. Тогда пятеро россиян погибли при нападении на блокпост военных неподалеку от Голубого озера в Таджикистане. Среди боевиков оказалось сразу двое жителей Петербурга: 20-летний Алексей Бабин и 25-летний Роман Хан.
В феврале 2013 года из Петербурга в Сирию улетели два других петербуржца — Вадим Андреев и Егор Рябинин, известный как Ар-Руси. Их авантюра окончилась печально: с ними расправились свои же соратники, заподозрив в работе на ФСБ.
Но самым известным жителем Петербурга, пополнившим ряды ИГ, стала студентка Мария Погорелова — первая русская девушка, уехавшая в Сирию на джихад.
Оттуда она заманивала других девушек стать женами моджахедов. Примечательно, что сама Погорелова ранее придерживалась националистических взглядов и была хорошо знакома петербургской полиции: она отметилась в нескольких радикальных акциях, в том числе в «белых вагонах», когда хулиганы избивали мигрантов в петербургском метро.
6 апреля «Исламское государство» взяло на себя ответственность за ночное нападение на сотрудников Росгвардии в Астрахани, а также за убийство двух полицейских, которое произошло в том же городе 4 апреля. Вместе с тем
ответственность за теракт в петербургском метро, который произошел 3 апреля, еще не взяла на себя ни одна террористическая группировка.
Как объясняли ранее эксперты «Газеты.Ru», ИГ вряд ли будет брать на себя ответственность за теракт, если кто-то из участников нападения еще остается в живых. Так исламисты действуют для того, чтобы, с одной стороны, не отягощать его положения, а с другой стороны — не дискредитировать группировку в случае, если кого-то из причастных к взрыву задержат и он начнет сотрудничать со следствием (что очень сильно бьет по репутации организации).
Вместе с тем эксперты «Газеты.Ru» отметили, что обстоятельства, в которых был совершен теракт, не совсем характерны для ИГ: среди терактов, за которые группировка взяла ответственность в течение последних двух лет, нигде не фигурировало взрывное устройство, оставленное отдельно, как это было на «Площади Восстания», все взрывы совершали смертники. При этом
собеседники «Газеты.Ru» отметили, что за терактом с наибольшей вероятностью стоят ультрарадикальные джихадистские организации, так или иначе связанные с Ближним Востоком: ИГ, структуры, аффилированные с запрещенной в России «Аль-Каидой» (организация запрещена в России), или другие группировки, воюющие в Сирии и Ираке.
Они также не исключали, что Джалилов поддерживал связь со среднеазиатскими радикалами.