Ровно год назад, 5 апреля 2016 года, президент Владимир Путин подписал закон о создании Национальной гвардии (или Росгвардии) — новой силовой структуры, абсолютного аналога которой в нашей стране не было. Гвардия появилась на базе внутренних войск МВД, в нее были включены все части и соединения, которые ранее были частью этого ведомства.
Кроме этого в Национальную гвардию передали практически все специальные подразделения полиции — ОМОН и СОБР, а также службу вневедомственной охраны и службу Лицензионно-разрешительной работы — ту самую, которая отвечает за выдачу разрешений на покупку, хранение и ношение оружия.
Одновременно были упразднены две уже ставшие привычными россиянам государственные структуры — ФСКН и ФМС. Первая прославилась рядом громких и подчас скандальных уголовных дел, которые возбуждали как сотрудники наркополиции, так и другие службы в отношении их самих. Ну а с миграционной службой сталкивался практический каждый россиянин, поскольку именно она выдавала как общегражданские, так и заграничные паспорта. Теперь же ловить наркоторговцев и оформлять документы, удостоверяющие личность, вновь перепоручили МВД.
Охранник Собчака и Путина
Росгвардию возглавил Виктор Золотов, выходец из знаменитого 9-го управления КГБ СССР — того, которое занималось охраной первых лиц советского государства. В 1990-е годы он был нанят телохранителем мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. На этой работе он познакомился с Владимиром Путиным, который в то время находился в должности заместителя мэра. Впоследствии сблизился с Путиным, стал принимать участие в спаррингах по боксу и дзюдо с будущим президентом.
В 1996 году Золотов был уволен из ГУО России (ФСО России),
некоторое время работал в компании «Балтик-Эскорт» на должности личного телохранителя влиятельного российского предпринимателя Романа Цепова (также бывшего телохранителя Собчака и близкого друга Путина).
Впрочем, уже в 2000 году Золотов возглавил Службу охраны президента Путина и был официально восстановлен в Федеральной службе охраны — правопреемнице «девятки» КГБ.
По случаю перевода на должность командующего Росгвардией Золотов даже получил звание генерала армии. В помощь бывшему главному телохранителю президента в руководство Росгвардии были назначены два первых зама — Сергей Ченчик и Сергей Мелихов.
Первый сделал карьеру во внутренних войсках МВД России, а позже перешел на службу в центральный аппарат МВД. Мелихов же стал известен широкой общественности как командир отдельной дивизии оперативного назначения (бывшая элитная дивизия им. Дзержинского).
Позднее он был откомандирован на Северный Кавказ, где стал командиром объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций. За свою деятельность в неспокойном регионе Мелихов получил ордена «За военные заслуги» и «За заслуги перед отечеством» IV степени.
Советником Золотова стал известный своими книгами и кампаниями по борьбе с коррупцией экс-депутат Госдумы Александр Хинштейн.
Подчинили Росгвардию напрямую президенту России. За год своего существования внутри этого ведомства только начали решаться вопросы первой необходимости. Так, согласно документам, имеющимся в открытом доступе, финансирование гвардии все это время происходило через МВД, однако в будущем эта ситуация будет меняться и ведомство начнет получать деньги из бюджета напрямую.
Кроме того, пока еще не создана единая форма одежды Росгвардии. Известно только, что комплектуется она, как и ВВ МВД, призывниками и военнослужащими по контракту. За год службы бойцы новой структуры приняли участие в ряде контртеррористических операций и задержаний преступников. В частности,
именно сотрудник инженерно-технического подразделения ОМОН разминировал взрывное устройство, оставленное террористом на станции метро «Площадь Восстания» в ходе недавнего теракта в Санкт-Петербурге.
Как отмечается на сайте Росгвардии, за это гвардеец получил личную благодарность от командующего Северо-Западным округом войск Национальной гвардии Российской Федерации генерал-лейтенанта Сергея Захаркина. А в самом конце марта полк Росгврадии в Наурском районе Чечни подвергся нападению боевиков-исламистов. В результате погибли шестеро гвардейцев. В ряде СМИ появились тогда сведения, что противодействие злоумышленникам было организовано неграмотно: бойцы КПП не смогли подать вовремя сигнал о нападении, а группа немедленного реагирования полка не смогла вовремя получить оружие, в то время как патруль внутри части был вооружен лишь резиновыми палками. Тем не менее нападение на полк было отбито, шестеро из нападавших были уничтожены.
Эксперты оценивают деятельность Росгвардии по-разному. Так, бывший руководитель подразделения КГБ по борьбе с терроризмом Владимир Луценко считает, что создание единой структуры, которая объединила в себе ряд спецподразделений МВД РФ, позволит лучше решать проблемы их материально-технического обеспечения.
«Наплодили ОМОНов и прочих спецструктур. Они требуют транспорта, вооружения, полигона для тренировок, боеприпасов. При этом все эти
подразделения находились в ведении райотделов полиции, в результате они все необходимое им выпрашивали и испытывали дефицит. Сейчас это все в гвардии — это очень рационально с точки зрения использования сил и средств», — пояснил Луценко.
Ветеран спецподразделения ФСБ «Альфа» Андрей Попов полагает, что пока о каких-то серьезных успехах новой службы говорить рано. Тем не менее принципиальное решение о ее создании, по его мнению, было правильным.
«Год существования такой сложной структуры — это очень небольшой срок. Наряду с этим уже сейчас много информации об участии ее сотрудников в мероприятиях по линии борьбы с терроризмом, То, что такая большая и сложная структура прошла период становления за год и уже видны определенные успехи ее работы, — это отчасти удивительно», — сказал эксперт.
А председатель координационного совета профсоюза московской полиции Михаил Пашкин отметил, что после появления Росгварии ОМОН и СОБР стали менее оперативно решать возложенные на них задачи.
«Раньше было как: находят сотрудники уголовного розыска бандитскую «малину» (преступную группу. — «Газета.Ru»), нужно срочно преступников локализовать и нейтрализовать. Вызывали СОБР, он сразу же ехал и накрывал точку, решал все вопросы. Сейчас нужно, чтобы сотрудник позвонил своему руководителю, тот — договорился с Росгвардией. В итоге хорошо, если гвардейцы приезжают не к следующему утру», — сказал Пашкин.
Он добавил, что пока не лучшим образом идет и подготовка бывших полицейских спецназовцев.
«Работников ОМОНа, по их словам, превратили в солдат. Они говорят, что работают в основном со щитами и дубинками, а такой антитеррористической подготовки, которая была в МВД, нет и такие подразделения сейчас там не нужны.
Росгвардия нацелена именно на беспорядки, на их подавление в первую очередь», — сказал эксперт. По его словам, чтобы ситуация улучшилась, надо заставлять гвардейцев не только ходить по плацу, а уделять внимание специальной физподготовке, а также работе с специфическими техникой и вооружениями. По мнению главы полицейского профсоюза, сейчас этот компонент в Нацгвардии выглядит не лучшим образом.
Мировой опыт
После появления Росгвардии многие журналисты и эксперты говорили, что аналогичные структуры есть во многих странах мира. Впрочем, это не совсем так, поскольку совпадение названия еще не означает, что это ведомство наделено и аналогичными функциями.
Например национальная гвардия США по сути представляет собой резерв вооруженных сил страны, хотя и применяется для антитеррористических и полицейских мероприятий внутри тех штатов, где она находится. Подчиняются американские гвардейцы как губернатору своего штата, так и президенту Америки. Кроме того, бойцы американской нацгвардии совмещают службу там с гражданской работой. Несколько месяцев в году они выполняют служебные функции, а остальное время — работают на гражданских специальностях. При этом американские гвардейцы принимали участие и в боевых действиях, в том числе в Афганистане и Ираке.
Во Франции аналогом гвардии является национальная жандармерия, которая подчиняется как МВД страны, так и министерству обороны Пятой республики. Жандармы считаются военнослужащими и имеют воинские звания. Более того, до недавнего времени они имели больше полномочий, чем полицейские, на применение оружия и спецсредств. Но вместе с тем в малых городах и населенных пунктах французские жандармы и вовсе подменяли собой полицейских, осуществляя и следственную работу, и оперативно-разыскную деятельность. Для этого там есть соответствующие подразделения.
Были слухи, что и Российскую гвардию наделят подобными функциями, однако затем командование Нацгвардии РФ это опровергло. При этом важно отметить, что полиция и Франции, и США также имеет свой спецназ, а после появления Росгвардии спецподразделений у российской полиции не осталось.
Наиболее близкой по функциям, вооружению и задачам к Росгвардии является национальная гвардия Венесуэлы. Ее сотрудники участвуют в охране границы, обеспечении общественного порядка, разгоняют массовые демонстрации и пресекают уличные беспорядки.
Как и в случае с Росгвардией, венесуэльские гвардейцы подчинены напрямую президенту страны. Гвардия сыграла решающую роль в подавлении выступлений оппозиции в Каракасе в 2014 году, произошедшие из-за резкого ухудшения социально-экономических условий в латиноамериканском государстве.
Причиной этому послужило резкое падение цены на нефть. По мнению Пашкина, то обстоятельство, что Росгвардия подчинена непосредственно Путину, вполне логично.
«Иначе возникает ситуация, которая уже была у нас в 1993 году, когда охрана Белого дома подчинялась Хасбулатову, а остальные силовики — Ельцину. И в итоге они начали стрелять друг в друга. Поэтому все силовые ведомства сейчас подчинены Путину. Другой вопрос в том, как президент этим распорядится. Но я на него ответить не могу», — сказал глава профсоюза полиции.