Процесс вступления Черногории в НАТО после того, как сенат США одобрил договор о присоединении Подгорицы к блоку, ориентировочно займет не более двух месяцев. Об этом «Газете.Ru» рассказал черногорский министр иностранных дел Срджан Дарманович на встрече глав МИД стран Североатлантического альянса в Брюсселе. «Мы ожидаем, что скоро президент Соединенных Штатов Дональд Трамп подпишет это соглашение, а также что и парламент Испании ратифицирует договор о нашем вхождении в блок», — сказал он.
На сегодняшний день 25 из 28 государств НАТО официально одобрили решение о присоединении этого балканского государства к альянсу. «Думаю, что остальные необходимые процедуры будут завершены за два месяца. И уже к маю этот процесс будет завершен», — пояснил Дарманович.
Ранее власти страны решили не проводить референдум по вопросу о включении Подгорицы в альянс. Теперь, согласно местному законодательству, вопрос о вступлении страны в блок должен быть одобрен и местным парламентом. По словам Дармановича, депутаты местной скупщины могут рассмотреть законопроект о вступлении в НАТО в любой момент, так как местное законодательство не устанавливает им никаких сроков для этого.
Глава черногорского МИДа отметил, что не ожидает каких-либо сложностей в вопросе присоединения к Североатлантическому альянсу. Дарманович также считает, что его страна сохранит хорошие отношения с Москвой после вступления Подгорицы в НАТО.
«Мы никогда не хотели иметь никаких проблем с Москвой, у нас сложились дружеские отношения, мы сотрудничаем по самым разным вопросам. Надеюсь, что Россия реалистично и спокойно посмотрит на тот факт, что одна маленькая страна стала членом НАТО.
Мы никогда не рассматривали наше вхождение в этот блок как начало вражды с кем-либо. Это просто отвечает нашим национальным интересам, но при этом бы хотели со всеми сохранять хорошие отношения», — сказал Дарманович.
Он также добавил, что Черногория даже не рассматривает вопрос о введении виз для российских граждан.
«Мы недавно продлили срок безвизового пребывания туристов из России на черногорской территории с одного месяца до трех. К нам приезжает очень много туристов из России, и это очень хорошо для нашей туриндустрии в частности и экономики вообще. Надеюсь, что и русским туристам нравится у нас бывать», — заявил глава черногорского МИДа.
Премьер-министр Черногории Мило Джуканович объявил о планах по вступлению страны в НАТО в сентябре 2015 года. Парламент страны без проволочек принял соответствующий документ («за» проголосовали 50 депутатов из 81), хотя значительная часть населения страны выступала против такого решения. Осенью 2015-го и зимой 2016 года в стране прошли демонстрации противников вступления государства в альянс. При их разгоне сотрудники местного МВД применили дубинки и слезоточивый газ. Некоторые лидеры протестов были задержаны, правда, вскоре отпущены на свободу.
В XX веке Черногория входила в состав государства Югославия. И в 1999 году в этом качестве она подверглась ударам со стороны авиации Североатлантического альянса.
В частности, военные самолеты блока бомбили и столицу страны Подгорицу. Однако в Черногории не было столь сильных разрушений и столь большого количества погибших в результате ударов НАТО, как в соседней Сербии.
После объявления о своей независимости по итогам референдума в 2006 году Черногория подключилась к ряду программ сотрудничества с Североатлантическим альянсом. С 14 декабря того же года страна стала участником соглашения «Партнерство во имя мира» (программа взаимодействия НАТО с восточноевропейскими странами и государствами СНГ). Кроме того, республика принимала ограниченное участие в операциях альянса в Афганистане. Она отправила туда 26 военных, один из которых был убит в бою.
В наследство от Югославии Черногории достались вооруженные силы, численность которых составляла более шести тысяч человек. Однако после программы по сокращению армии сейчас она насчитывает чуть менее двух тысяч военнослужащих. У Черногории практически нет своих военно-воздушных сил. Страна сохранила с югославских времен четыре штурмовика «Супер Галеб» и три самолета с поршневым двигателем Utva 75. Однако все эти летательные аппараты Подгорица рассчитывает продать, отказавшись от их эксплуатации. Также Черногория располагает двумя миноносцами «Котор» и «Нови Сад», которые еще способны выходить в море.
В настоящий момент черногорские вооруженные силы фактически представляют собой одну полноценную сухопутную бригаду, которая способна вести боевые действия.
В то же время Черногории, скорее всего, не надо будет тратить дополнительные средства на перевооружение сухопутных сил на стрелковое оружие, соответствующее стандартам Североатлантического альянса. Дело в том, что большинство подразделений уже используют австрийские пистолеты и винтовки «Глок» и «Штайр», а также другие образцы вооружения, созданные под «натовский» патрон. Старые автоматы «Застава» югославского производства (копия советского автомата «Калашников») постепенно передаются в резерв на склады.
Отметим, что большинство стран Балканского полуострова уже вступили в НАТО. В этом блоке уже состоят Болгария, Румыния, Венгрия, Албания, Хорватия и Греция. Македония с 2006 года объявила о своей цели вступить в этот блок. Также переговоры о вхождении в альянс ведет Босния и Герцеговина.
Если Черногория станет частью НАТО, то ей, согласно внутреннему порядку, принятому в этой организации, придется вносить в бюджет блока не менее 2% от своего ВВП. При этом данную балканскую республику не отнесешь к категории богатых: в 2016 году ее ВВП на душу населения составил чуть более $6,7 тыс.
По прогнозам экспертов, в этом году он упадет почти вдвое, а государственный долг составит около $7,6 тыс. на душу населения. В абсолютных же цифрах долг страны составляет более $4,5 млрд.
Впрочем, проблемы с тем, чтобы вносить в общенатовскую «копилку» ежегодно 2% своего ВВП, испытывают и гораздо более богатые, чем Черногория, страны. Так, в ушедшем году всего 0,99% от ВВП потратила на нужды альянса Канада, 0,91% — Испания, 1,17% — Дания, а ФРГ — 1,19%. К необходимости тратить больше на нужды блока в пятницу, 31 марта, в ходе встречи министров иностранных дел стран альянса призвал и госсекретарь США Рекс Тиллерсон. По словам главы Госдепа, все члены блока должны либо начать выделять в бюджет НАТО не менее 2% от своего ВВП, либо разработать план, по которому они начнут это делать в ближайшее время. Тиллерсон считает, что эта работа должна быть проведена к саммиту НАТО, который запланирован на май 2017 года.
Правда, с такой позицией не согласился министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль. По его словам, страна и так слишком много тратит на решение вопросов, связанных с большим наплывом беженцев, в то время как эта проблема уже давно не только немецкая, а касается большинства стран Европы.