Московские власти совместно с архитекторами презентовали программу «Моя улица» на 2017 год. Старт запланирован на апрель. Большую часть работ, в основном связанных с перекапыванием тротуаров, перекладкой коммуникаций и мощением, рассчитывают провести в ускоренном темпе и завершить уже в июле. Все основные работы предполагается завершить до Дня города, однако деревья, как и в прошлом году, будут высаживать в конце октября – начале декабря. Это делается для того, чтобы они лучше прижились. Как и в прошлые годы, оператором программы по разработке дизайн-проектов является КБ «Стрелка».
С прошлого года «в наследство» по программе «Моя улица» перешли работы на Бульварном и Садовом кольцах. Чтобы весь центр не оказался парализованным, их решено было проводить в два этапа. В 2017 году будут полностью обустраивать Гоголевский бульвар, четную сторону Покровского бульвара, Яузского бульвара и площадку у метро «Кропоткинская», где снесли палатки. Также работы пройдут по всей внешней (нечетной) стороне Бульварного кольца. Еще обустройство ждет Соймоновский проезд. Между бульварами будет организовано сквозное движение, для этого добавят наземные пешеходные переходы там, где их еще нет, добавил вице-мэр Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков.
Кроме того, на Бульварном кольце (а также на Воробьевых горах) впервые планируется сделать ландшафтную подсветку. Как ранее говорил «Газете.Ru» мэр Москвы Сергей Собянин, это будет стационарная подсветка деревьев, которая будет «технологически отличаться.
Сейчас мы делаем мобильные элементы подсветки, гирлянды, а будет вся подсветка в газонах спрятана,
достаточно красиво все сделано».
Что касается Садового кольца, то в прошлом году успели сделать участок от Нового Арбата до Долгоруковской улицы, а в этом году реконструкция ждет всю остальную часть кольца — от Садовой-Каретной (включая Оружейный переулок) через Садовую-Сухаревскую, Земляной Вал, Валовую и Житную улицы, Крымский Вал, Зубовский бульвар и до Смоленской площади. Причем на Садовом кольце предполагается там, где возможно, делать дублеры с парковочными карманами, пояснила замглавы департамента транспорта Алина Бисембаева.
Все работы планируется завершить в 2017 году, таким образом, в 2018 году Бульварное и Садовое кольца больше трогать не будут.
Основной упор в третьем этапе «Моей улицы» сделан не на отдельных объектах, а на полноценных маршрутах. В результате уже после Дня города пешеходы смогут без помех прогуляться, например, от нового здания Третьяковской галереи на Крымском Валу до исторического здания в Лаврушинском переулке — через Якиманскую и Кадашевскую набережные, по пути можно заглянуть на обустраиваемую Болотную набережную. Еще один маршрут — от Варварки и парка «Зарядье» через Никольскую улицу или Ильинку до Лубянской площади. Причем, чтобы не пришлось делать крюк, из подмостового пространства на Москворецкой улице уберут ведомственные гаражи и сделают свободную для прохода галерею.
Как уже ранее писала «Газета.Ru», в 2017 году будет обустроена вторая часть Тверской улицы — на отрезке от Пушкинской площади до Белорусского вокзала. Сама площадь Тверская Застава также сильно преобразится: во-первых, туда вернут трамвайные пути (по Лесной улице), а во-вторых, на историческое место вернется памятник Максиму Горькому. Автомобильные парковки на площади сохранят, как выразилась Бисембаева, «в разумных объемах», но приоритет все же будет отдан пешеходам. В центре площади появится сквер, через который можно напрямую пройти от вокзала к БЦ «Белый город». Архитекторы, работавшие над проектом, подчеркивают, что пример для Москвы уникальный: вместо хаотичной плоскостной парковки, которая находится на площади Тверская Застава сейчас, в центре города появится полноценное общественное пространство. Кроме того, как отметили эксперты КБ «Стрелка», привокзальные площади являются важнейшими элементами не только столицы, но и остальных российских городов, а их трансформация в привлекательные пространства, соответственно, становится одним из наиболее перспективных направлений городского развития.
Интересным выглядит проект пешеходной зоны от Варварки до Никольской улицы, включающей в себя Рыбный переулок и Богоявленский переулок.
Центром новой пешеходной зоны станет Биржевая площадь, которая сейчас в основном используется как парковка. После реконструкции там появится гранитный фонтан, состоящий из двух частей: собственно водной и «сухой», где впоследствии можно высаживать деревья.
Но, пожалуй, самая крупная площадь, которая будет обустраиваться в этом году, — Лубянская. Сейчас она выполняет скорее транзитную функцию, но после окончания программы должна превратиться в полноценное общественное пространство. Судя по проекту, там предполагается организовать несколько наземных пешеходных переходов (что, несомненно, обрадует всех, кто хотя бы раз блуждал в тоннелях под площадью в поисках нужного выхода), посадить зелень и установить некоторую уличную мебель. Будет ли на Лубянке фонтан, пока точно неизвестно. Проектом он предусматривался, однако Бирюков заявил, что «существующие технические условия пока не позволяют его сделать».
Самые большие планы на Лубянку у археологов. Вообще, археологический надзор будет на каждом объекте реконструкции, но именно на Лубянке планируется вплотную подобраться к тыльной части Китайгородской стены. Как заявил главный археолог Москвы Леонид Кондрашев, некоторые фрагменты стены придется разобрать, остальное сохранят и законсервируют. «Мы не ставим целью раскрывать всю стену целиком.
Разбор фрагментов позволит их изучить и понять, как она сконструирована. Это уникальная возможность, такого до нас не делал никто, стену только неоднократно обмеряли».
Еще одна отдушина для археологов — создание Хохловской площади возле соединения Покровского и Чистопрудного бульваров. Во время строительных работ там обнаружили фрагмент фундамента Белого города, соответственно, работы были приостановлены, а руины — законсервированы на десять лет. Но «срок годности» консервации подходил к концу, и в итоге решено фрагмент фундамента музеефицировать и создать вокруг него своего рода археологический парк.
И, наконец, еще один знаковый элемент программы — создание Музейного квартала рядом с ГМИИ имени Пушкина и обустройство Волхонки с соседними улицами. На участке от метро «Кропоткинская» до Пречистенской набережной создадут или расширят пешеходное пространство, а также создадут специальные территории для произведений искусства. Как пояснил руководитель бюро «Меганом» Юрий Григорян, разрабатывавший проект обустройства района, там могут экспонироваться как произведения искусства, взятые в аренду у других музеев на несколько лет, так и работы московских художников. На время ремонтных работ для посетителей музея, ждущих очереди на вход, сделают специальные мостки.