Новый миграционный указ Трампа должен был вступить в законную силу утром 16 марта. Документ предусматривает временный, 90-дневный запрет на въезд в США жителям шести мусульманских стран — Сирии, Судана, Ирана, Ливии, Сомали и Йемена. Исключение составляют граждане перечисленных стран, которым на момент подписания указа уже была выдана американская виза или вид на жительство. Срок ограничений на прием беженцев при этом остался без изменений — 120 дней.
Однако прокурор штата Гавайи подал иск, опротестовывающий указ главы государства. В заявлении указывалось, что действие нового указа распространяется на меньшее число людей по сравнению с первым. Тем не менее в документе по-прежнему присутствуют конституционные и нормативные нарушения.
Судья Деррик Уотсон согласился с аргументами прокурора и принял решение о временном запретительном предписании в отношении указа.
Примечательно, что свой вердикт судья вынес буквально за несколько часов до вступления документа в силу, и теперь действие указа приостановлено на всей территории США.
Свое решение Уотсон пояснил тем, что доказательства о пользе указа для безопасности страны, представленные администрацией президента, кажутся сомнительными. «Для меня очевидна нелогичность заявлений правительства. Идея о том, что можно продемонстрировать враждебность по отношению к определенной группе людей, атакуя всех без разбора, в корне ошибочна», — заявил Уотсон.
«Также ошибочно считать, будто бы нельзя установить, что указ нацелен на ислам, лишь потому, что действие указа распространяется на граждан из шести стран», — подчеркнул судья, напомнив, что от 90,7 до 99,8% населения в упомянутых странах — это мусульмане.
Президент США Дональд Трамп, встречавшийся со своими сторонниками в городе Нэшвилл, мгновенно отреагировал на известие о блокировке указа и раскритиковал решение судьи. «Это, по мнению многих, является беспрецедентным судебным превышением полномочий», — заявил Трамп на митинге.
Трамп подчеркнул, что администрация будет оспаривать это решение в Верховном суде, отметив, что ему больше нравилась первая версия указа. «Я считаю, что нужно вернуться к изначальному варианту. Нам понятна опасность, с которой мы столкнулись, точно так же ясны и закон, и необходимость моих распоряжений.
Я был избран, чтобы изменить наши неработающую и опасную законодательную систему и государство, которое ослабило и поставило под удар нашу страну и оставило граждан беззащитными», — подчеркнул президент США.
В свою очередь, министерство юстиции США заявило, что «категорически не согласно» с решением суда в штате Гавайи о приостановлении действия миграционного указа президента страны Дональда Трампа и будет его «защищать в судах». В заявлении говорится, что решение суда является «неполноценным».
«Правительственное распоряжение президента прямо подпадает под его законную власть в стремлении защитить безопасность нашей страны, и министерство будет продолжать защищать этот указ в судах», — говорится в заявлении.
Второй по счету миграционный указ президент США Дональд Трамп подписал 6 марта 2017 года. Документ вводит 90-дневный запрет на въезд для граждан Ирана, Ливии, Сомали, Судана, Сирии и Йемена. По решению администрации США, из черного списка стран был исключен Ирак. Помимо этого указ на 120 дней приостанавливал программу приема беженцев в США. Необходимость изменить первый принятый в конце января указ появилась после того, как федеральный судья в Сиэттле приостановил его действие. Минюст США обжаловал решение суда, но Апелляционный суд в Сан-Франциско не удовлетворил жалобу ведомства. После затянувшихся судебных разбирательств Дональд Трамп решил подписать новый указ о миграции.
При этом в Белом доме особо отмечают, что новый указ не запрещает въезд всем обладателям грин-карт и людям с постоянным разрешением на проживание в США, даже если они являются гражданами шести стран, попавших под запрет.
Беженцы, которые уже были одобрены для перемещения в США, смогут попасть в страну. В указе говорится, по каким критериям оценивались страны при внесении в ограничительный список. Их три: повышает ли пребывание человека в стране вероятность того, что он представляет угрозу для США; имеет ли какая-либо террористическая организация значительное присутствие в данной стране; является ли данная страна безопасным местом для укрытия террористов.