В понедельник, 13 февраля, Дзержинский суд Харькова рассмотрел иск представителей общественных организаций «Міськіреформи», «Критичнемислення» и «Харьковский антикоррупционный центр». Поводом стали результаты блиц-конкурса на проект памятника, который должен появиться на площади Свободы в центре города. По мнению активистов, конкурс стартовал с нарушением норм закона: победителю не предоставлялось положенное вознаграждение, отсутствовали критерии оценки проектов и порядок их публикации, ничего не говорилось о требованиях к кандидатам. Истцы попросили суд вынести запрет на проведение строительных работ на площади до тех пор, пока идет разбирательство. Окончательное решение пока не принято, следующее заседание состоится 20 февраля. К этому времени ответчик должен будет предоставить суду документы, подтверждающие, что секретарь горсовета Александр Новак мог подписывать распоряжение о начале конкурса. По мнению активистов, таким правом обладает только мэр города.
Исполком горсовета объявил блиц-конкурс эскиз-идей памятного знака на площади Свободы в начале ноября 2016 года. В конце января горожанам представили 29 проектов. Идеи были разными: установить cтелу Свободы со смотровой площадкой, рестораном, кафе и банкетным залом; огромный воздушный шар, который будет катать людей; фонтан; водоем в стиле стимпанк из девяти кинетических скульптур, символизирующих отрасли, благодаря которым развивался Харьков.
3 февраля выиграла работа под номером «000001».
На вершине 86-метровой стелы — ангел с православным крестом, на постаменте — четыре скульптуры: скифский мудрец Анахарсис, киевский князь Игорь, поэт, философ и автор песни «Ехал казак за Дунай» Семен Климовский и поэт, автор песни «Дивлюсь я на небо та й думку гадаю» Михаил Петренко.
Впрочем, еще за несколько месяцев до того, как проект был признан победителем, он фигурировал в муниципальных СМИ как «уже завоевавший признание и простых харьковчан, и специалистов».
Авторы проекта — главный архитектор города Сергей Чечельницкий, его брат, заслуженный архитектор Украины Павел Чечельницкий, а также скульпторы Александр Ридный и Анна Иванова, которые не впервые работают вместе. По их мнению, личности, фигуры которых разместятся у подножия памятника, перекликаются с историей Харькова. По словам Александра Ридного, сюжет композиции подсказали в Харьковском национальном университете имени Каразина.
«По-моему, историческая тема сейчас наиболее востребована в обществе. Украинцы думают о том, кто мы, откуда наши корни, и периодически возникают идеи на эту тему», — считает скульптор.
Идея композиции принадлежит Павлу Чечельницкому, который проектировал 13 станций Харьковского метрополитена и работал над многими современными православными храмами города. По словам Ридного, архитекторы продумывали доминанту композиции, как вписать ее в площадь, определяли масштаб. Скульпторы присоединились на этапе создания фигур. Авторы планируют, что ангела высотой около пяти метров отольют из бронзы, а нижние скульптуры сделают из камня.
«Харьков всегда хотел на круглой части площади поставить вертикаль. Конечно, времена поменялись. И вертикаль поменялась. Поэтому ключевое слово — так чему же памятный знак? Памятный знак не ангелу, не кому-то еще, памятный знак — нашей харьковской истории. Нашему краю», — заявил на прошедшей 6 февраля пресс-конференции главный архитектор города Сергей Чечельницкий.
По его словам, он давно мечтал, чтобы в Харькове появился подобный памятник.
«Каждый раз, когда я проезжаю по городу за границей и смотрю на очередную красивую колонну, то думаю: а почему же в Харькове у нас такого нет?
Как мы проскочили? А если бы такая красавица стояла у нас, наш город стал бы хуже? А может быть, лучше?» — признался он.
По мнению Чечельницкого, принимать решение о том, каким быть памятнику, должны профессионалы. «Все обсуждения, что нужно еще раз пересматривать и т.д., могут обидеть очень известных харьковских людей, которые были членами жюри», — отметил он.
На сайте городского совета появилось сразу девять петиций с требованием отменить результаты конкурса. Обращение депутата облсовета Дмитрия Булаха набрало необходимые пять тысяч голосов в рекордные сроки — менее чем за два дня. Активист предлагает отменить результаты этого конкурса и провести международный. Спустя четыре дня на сайте горсовета появился ответ мэра Геннадия Кернеса на петицию. Он отметил, что блиц-конкурс был проведен «в соответствии с законами Украины». Кроме того, «согласно постановлению кабмина от 1999 года, решение жюри является окончательным и не может быть отменено заказчиком, в роли которого выступает исполком горсовета». Однако в связи с тем, что решение жюри обжаловано в суде, «принятие дальнейшего решения по установке памятного знака на площади Свободы в Харькове будет осуществляться с учетом результатов рассмотрения дела в суде».
Коллективное письмо с просьбой не допустить установку проекта-победителя было также направлено на имя министра культуры Украины Евгения Нищука. Авторы письма подчеркивают, что основные здания на площади Свободы выполнены в стиле конструктивизма. «Площадь Свободы почти сто лет является неизменной визитной карточкой города. Ансамбль «площадь Свободы в Харькове» является выдающимся произведением мировой архитектуры и градостроительства первой половины ХХ века. Вопрос о реконструкции объекта такого культурного значения должен решаться не на региональном и даже не на национальном, а на международном уровне.
Искажение объекта мирового культурного наследия, безусловно, является поводом для международного скандала», — говорится в обращении.
Впрочем, есть у монумента и свои сторонники. Так, по словам секретаря городской топонимической комиссии Алексея Хорошковатого, «несомненный плюс композиции — скульптуры. Эти персонажи являются гордостью региона и объединительной идеей народа, чтимы и в нашем регионе, и в Украине, и имеют непосредственное отношение к Слобожанщине».
Один из членов жюри, директор Центра краеведения ХНУ, историк Сергей Куделко, входивший в жюри конкурса, заявил: «Не поддерживаю абстрактные фигуры, в которых каждый представляет что-то свое. На площади должны быть фигуры, которые связаны с городом, презентуют его в Украине и мире. Мне кажется, никто из представленных в проекте-победителе персонажей не был соответствующим образом увековечен в Харькове. А повторять памятники уже имеющимся людям не имеет смысла».
В свою очередь директор харьковской филармонии Юрий Янко считает, что в памятниках должна отображаться история и имена региона. «Репин, Сковорода, Квитка-Основьяненко. Архитектуру должны оценить архитекторы, а персонажей — историки и общественность, не стоит лепить туда все подряд», — уверен он. А советник главы администрации президента Юрий Чевордов акцентирует внимание на сходстве с другим памятником: «Это не «одоробло», это почти копия Александровской колонны в Питере, которую строили в XIX веке. Но сейчас уже XXI, можно что-то поактуальнее. Подобный ампир в окружении харьковского конструктивизма походит на цыганщину».
Дизайнер Константин Пономарев считает, что колонна с ангелом напоминает убранство особняка скандального экс-генпрокурора Украины Виктора Пшонки.
«Даже не обольщайтесь. Это не ампир и уж тем более не барокко, это — пшонкастайл. И ничто его так «выгодно» не подчеркивает, как лаконичный полукруг конструктивизма за ним», — отметил он.
В какую сумму может обойтись установка 86-метровой колонны, пока неизвестно. «Сейчас про деньги говорить странно. Деньги так «пляшут», что мы даже не прикидывали… Мы, как творческие люди, предлагаем, а не просчитываем», — заявил Чечельницкий. В свою очередь активисты не исключают, что в будущем прибегнут к насильственным методам борьбы. «Если будет нужно, то поступим как с Лениным», — заявил депутат облсовета Дмитрий Булах.