Российских моряков пленили пираты

Семь российских моряков похищены в территориальных водах Нигерии

Сайхан Цинцаев
shipspotting.com
В территориальных водах Нигерии с немецкого сухогруза похищены семь граждан России. На судно BBC Caribbean напали пираты, открыв огонь по экипажу. В настоящий момент судьба команды неизвестна. Российское консульство запросило власти африканской страны помочь с поисками моряков. Нигерийские силовики ведут расследование дела. Информации о погибших и раненых пока нет.

Дипломаты из посольства России обратились к властям Нигерии с просьбой помочь установить местонахождение похищенных российских моряков. Ранее стало известно, что в территориальных водах африканской страны было совершено нападение на судно BBC Caribbean, в ходе которого были захвачены граждане России.

«С борта подвергшегося пиратскому нападению судна BBC Caribbean похищены семь граждан России и гражданин Украины», — сообщило посольство России в Нигерии в соцсети.

На сухогруз напали в Гвинейском заливе, недалеко от нефтяного терминала.

В день происшествия к судну подплыла моторная лодка с пиратами, которые открыли огонь. В ответ команда корабля начала отстреливаться, в результате чего атаку якобы удалось отбить.

В то же время в компании Briese Schiffart — владельце судна — РБК рассказали, что о захвате корабля там узнали 5 февраля.

«В момент атаки огнестрельное оружие по людям не применялось, и по судну тоже. Вооруженные пираты подобрались на лодке, поднялись на борт и захватили экипаж, и ушли на лодке в сторону нигерийских берегов», — рассказал генеральный директор петербургского филиала компании Павел Федулов.

Владельцем судна BBC Caribbean является немецкая судоходная компания Briese Schiffahrt, а оператором — немецкая BBC Chartering. Построено оно в 2008 году в Китае и имеет длину 116 м.  

В ноябре 2016 года в Гвинейском заливе было захвачено судно Saronic Breeze с 20 моряками — 18 россиянами и двумя украинцами. Корабль-рефрижератор вышел под панамским флагом из порта Котону в Бенине 24 ноября и взял курс на портовый город Сенонди-Токарди в Гане. Однако в пути судно было атаковано пиратами.

Экипаж успел подать сигнал SOS и сообщить о нападении в компанию, владеющую судном, Star Sea Shipping S.A.

После того как захватчики установили контроль над Saronic Breeze, его аэронавигационная система оказалась отключена. Пираты также вывели из строя другие системы связи. 29 ноября пираты покинули корабль и увезли в неизвестном направлении трех моряков — граждан России. Оставшиеся на борту члены экипажа взяли курс обратно на Котону. После этого судно направилось в бенинский порт.

20 декабря 2016 года посольство России в Нигерии на своей странице в Twitter рассказало, что российские моряки были освобождены.

«В связи со спасением российских моряков посольство России в Нигерии выражает признательность всем, кто принимал участие в их освобождении», — говорится в другом сообщении дипмиссии.

В мае 2013 года судно Frio Athens, принадлежащее компании Laskaridis Shipping Co. Ltd, подверглось нападению пиратов в Гвинейском заливе.

«Судно было атаковано и обстреляно в Гвинейском заливе пиратами. В настоящее время оно выполняет распоряжения судовладельца», — заявляли тогда представители совместной греческо-украинской крюинговой компании «Центр подготовки моряков» изданию «Морской бюллетень».

По словам специалистов, практика ведения бизнеса в сфере морских грузоперевозок сложилась таким образом, что предотвратить нападения морских разбойников в разных точках мира не представляется возможным.

«Если бы, например, Международная морская организация и ООН разрешили использовать в Гвинейском заливе частные ненигерийские охранные компании, которые могли бы обеспечить вооруженную охрану судов, все было бы кончено. Пару раз перестреляли бы нападавших разбойников, и их «коллеги» бы успокоились. Они там смелые только тогда, когда нападают вдесятером на одного, причем желательно, чтобы этот один был не вооружен», — рассуждает Михаил Войтенко, главный редактор «Морского бюллетеня». По его словам, эти предложения блокируют как раз государства Гвинейского залива, так как

пиратство там выгодно и самим пиратам, и властям этих стран, которые предлагают армейскую охрану для гражданских судов, следующих через Гвинейский залив, за очень большие деньги.

«Все точки, где есть серьезный риск нападения пиратов, известны. И сейчас судовладельцы, чьи корабли там курсируют, уже закладывают в свой бизнес риски экономических потерь от возможного выкупа. Все рекомендации МИД РФ не ходить там ни к чему не приведут, ведь как-то, в принципе, работать судовладельческим компаниям надо. А значит, их суда снова там будут ходить, и в случае проблем с пиратами им самим снова придется платить выкуп», — сказал Войтенко.

Эксперт по морскому праву Василий Гуцуляк добавил, что нахождение на борту вооруженной охраны может создать проблемы при заходах судна в порт.

«Присутствие на корабле вооруженных людей, пусть даже и с легким стрелковым оружием, запрещено национальным правом ряда стран. Власти просто не пустят в порт судно с вооруженными охранниками. Но с другой стороны, определенные подвижки в деле борьбы с пиратами есть. Недавно были приняты международные документы, позволяющие преследовать морских разбойников не только в территориальных водах той или иной страны, но и на ее сухопутной территории. Там их можно задерживать и потом судить как международных преступников. Так что дело за правоприменительной практикой», — сказал специалист.

В Российском профсоюзе моряков «Газете.Ru» рассказали, что, если рейс проходит в зонах повышенного риска, экипажу следует быть особо бдительными и применять дополнительные меры безопасности. В случае же, если судно подверглось нападению пиратов, стоит спрятаться в цитадели (часть наиболее защищенной части корабля) и не оказывать сопротивления.

«Моряки должны помнить и о том, что члены экипажа судна, покрытого договором Международной транспортной федерации (МФТ), имеют право отказаться от опасного рейса,

не боясь при этом потерять свое место в компании», — добавил собеседник «Газеты.Ru».