В Верховной раде зарегистрирован законопроект «О государственном языке», согласно которому предусматривается использование украинского языка на всей территории страны в большинстве сфер жизни. Авторы проекта (33 депутата верховных фракций) предлагают сделать использование украинского языка обязательным во всех сферах государственной, общественной жизни и в СМИ.
Так, законопроект предусматривает, что во всех органах государственной власти, местного самоуправления, а также в дошкольных, школьных, внешкольных и высших учебных заведениях может использоваться только украинский язык.
Общение на русском языке, как и преподавание, будет запрещено.
Кроме того, запрет распространяется и на все культурно-массовые мероприятия, сферу обслуживания, СМИ и книгопечатание. Все снимаемые на Украине фильмы можно будет также снимать только на украинском.
За нарушение этого закона парламентарии предлагают ввести наказание в виде штрафов. Для физических лиц — $130, для государственных и бюджетных организаций — $200, для СМИ — от $260. При этом
попытка внедрения официального многоязычия приравнивается к попытке свержения государственного строя Украины, а за это уже может грозить до 10 лет тюрьмы.
Сейчас в стране действует закон «Об основах государственной языковой политики» от 3 июня 2012 года, который разрешает использование двух языков (украинского и русского) в 13 из 27 регионов страны. Надо отметить, что после государственного переворота в 2014 году Рада уже признавала его утратившим силу. Но такое решение парламента спровоцировало волнения на юге и юго-востоке Украины, и на тот момент и.о. президента Александр Турчинов отказался подписывать это решение Рады. Сейчас Конституционный суд рассматривает дело о конституционности этого закона.
Член Совфеда России Франц Клинцевич новую попытку запрета русского языка на Украине называет лингвистическим геноцидом. «Лингвистический геноцид, геноцид русского языка — так бы я охарактеризовал суть законопроекта об исключительности украинского языка, внесенного в Верховную раду, — цитирует Клинцевича ИА Regnum. — Его авторы не два-три человека, а целых 33 депутата из разных фракций, что делает картину еще более удручающей:
либо явные провокаторы, либо, что вряд ли лучше, совсем без царя в голове. Как бы то ни было, националистический угар — плохой советчик».
Борьба со всем русским, а также советским началась на Украине в 2014 году сразу после событий на «майдане», приведших к госперевороту. Уже тогда депутаты Верховной рады требовали запретить русский язык, а также всю коммунистическую символику, напоминающую о советском прошлом. Примечательно, что до этого Виктор Янукович в своей программе к выборам на пост президента обещал сделать русский вторым государственным, впрочем, выиграв выборы в 2010 году, он не спешил этот предвыборный тезис выполнять.
В тот год Верховная рада приняла закон о предоставлении русскому языку статуса «регионального». Это значило, что на этом языке можно было вести документооборот, например, в том случае, если количество носителей языка в конкретном регионе превышало 10%. В таких регионах доля телевизионных и радиопередач должна была составлять не менее 20%, а школьники и их родители могли сами определять язык обучения. Проблемы могли начаться потом, при поступлении, например, в национальные вузы. Одним из обязательных экзаменов на большую часть факультетов является украинский язык. Естественно, что абитуриентам преимущественно из юго-восточных областей и тогда еще украинского Крыма приходилось фактически с нуля изучить творчество Тараса Шевченко и Леси Украинки в оригинале.
Этот закон был отменен в феврале 2014 года. А в мае 2015 года на Украине вступил в силу закон о декоммунизации, который предусматривает изменение любых названий, связанных с советским прошлым. В рамках этого закона в стране было демонтировано более 1,2 тыс. памятников Ленину, переименовано 26 районов и 987 населенных пунктов. Одновременно с декоммунизацией на Украине началось наступление и на русский язык. Так, на радио были введены минимальные квоты для песен на родном языке (большая часть радиостанций отдавала предпочтение мировым или русскоязычным хитам), также
стали действовать льготы для печати книг на украинском и требование обязательного дубляжа иностранных фильмов на государственном языке.
Кроме того, в конце октября 2016 года министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян дал украинским аэропортам полтора месяца на то, чтобы они избавились от русского языка и коммунистических названий. Русский язык должен был быть исключен из информационных оповещений, информации на электронных табло, вывесках, указателях или озвучивании через громкоговорители. На прошлой неделе Омелян опубликовал в своем фейсбуке очередное подобное поручение, касающееся морских портов и ж/д вокзалов. Свою позицию Омелян объяснил необходимостью «избавиться от любых воспоминаний об оккупации».