Взрыва на борту Ту-154, который вылетел из Адлера в Сирию и разбился в Черном море, не происходило. Об этом рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с материалами дела. «Согласно тем предварительным данным, с которыми я знаком, взрывотехническая экспертиза показала, что взрыва не произошло. То есть ни в полете, ни после удара о воду самолет не взрывался. Взрыва не было ни внутри, ни снаружи воздушного судна», — уточнил собеседник «Газеты.Ru».
По его словам, из этого не следует, что версия о теракте полностью исключается из числа возможных.
«Я бы так сказал: маловероятно, что это был теракт, но полностью отбрасывать его нельзя. Дело в том, что акт терроризма можно совершить не только с помощью взрыва. Можно повредить каким-то образом оборудование самолета. Конечно, он прошел предполетную подготовку, но все равно возможно всякое», — пояснил источник.
По его словам, расшифровка бортовых самописцев самолета еще не завершена. «Там много моментов, когда голоса членов экипажа слышны нечетко. Кроме того, еще не расшифрован второй «черный ящик», где фиксируются технические параметры и данные систем самолета», — отметил собеседник агентства.
Тем временем продолжаются поиски тел погибших в авиакатастрофе и опознание тех, кого удалось найти в Черном море. Как стало известно в пятницу, уже опознаны более 70 человек, причем среди них есть тела руководителя благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизаветы Глинки, известной как Доктор Лиза, руководителя департамента культуры Министерства обороны Антона Губанкова, художественного руководителя ансамбля имени Александрова Валерия Халилова, 10 членов экипажа, в том числе командира воздушного судна, и девяти представителей СМИ — Дмитрия Рункова, Вадима Денисова и Александра Сойдова (Первый канал), Павла Обухова, Александра Суранова, Валерия Ржевского (телеканал «Звезда»), Михаила Лужецкого, Олега Пестова и Евгения Толстова (НТВ).
Как рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией, ориентировочно похороны тех, кто разбился при крушении лайнера, пройдут 14, 15, 16 и 17 января. «Вероятнее всего церемония прощания с участниками ансамбля имени Александрова состоится в понедельник, 16-го числа. По моим данным, 50 погибших будут похоронены на федеральном военном мемориальном кладбище в подмосковных Мытищах, где ранее была похоронена помощница Антона Губанкова Оксана Бадрутдинова», — сообщил собеседник «Газете.Ru».
По его словам, водолазам и другим
участникам поисковой операции удалось найти не все тела тех, кто был на борту рухнувшего Ту-154.
«Тело второго пилота капитана Александра Ровенского, возможно, допустившего ошибку, найти до сих пор не удалось», — отметил источник. Ранее в СМИ прозвучала версия, что второй пилот Ту-154 мог убрать закрылки вместо шасси и из-за этого лайнер мог выйти за предельный угол атаки и удариться о воду. Впрочем, Минобороны России опровергло эту версию.
Источник «Газеты.Ru», знакомый с материалами дела, также призвал не делать поспешных выводов до расшифровки бортовых самописцев самолета и завершения иных следственных действий. «На сегодняшний день известно только то, что почти сразу после взлета самолет, грубо говоря, резко «провалился в воздушную яму». Почему это произошло — пока доподлинно сказать трудно», — отметил собеседник «Газеты.Ru», знакомый с ходом следствия. Он добавил, что самолет взлетел с предельно допустимой для летательных аппаратов данного типа нагрузкой, что также могло сыграть свою роль при аварии.
Вместе с тем ряд экспертов ранее говорили о том, что по характеру падения самолета можно сказать о возможном взрыве на его борту. Так, летчик-инструктор майор ВКС РФ Андрей Красноперов считает, что резко потерять скорость и упасть в штопорное, неуправляемое, положение лайнер мог только в результате взрыва.
Аналогичной точки зрения придерживается и авиационный эксперт Сергей Кутоусов. «В подтверждение этой версии свидетельствует большой радиус разброса обломков самолета — более 1,5 км, а также внезапность случившегося. Пилоты даже не успели выйти на связь с диспетчерами аэропорта. Так же было в случае подрыва самолета А-321 «Когалымавиа» с российскими туристами над Синаем осенью 2015 года», — сказал он в беседе с российскими СМИ.
Бывший военный летчик, а ныне пилот гражданской авиации Виталий Соколовский в разговоре с «Газетой.Ru» отметил, что, с его точки зрения, теракт почти исключен.
«Что касается взрыва, то тут надо смотреть материалы экспертизы. Я их не видел. Если эксперты полагают, что его не было, — наверное, у них есть основания для этого. Если же рассматривать версию, что кто-то нанес повреждения самолету перед вылетом, то это трудно сделать незаметно. Если Ту-154 повредить внешне так, что он не сможет потом летать, то это сразу заметят на предполетной подготовке. Если же повреждения были нанесены внутри самолета, то для этого понадобится открывать технические люки. Это тоже практически невозможно сделать незаметно», — уверен эксперт.
По его словам, также можно предположить, что завербованные террористами пилоты или пилот умышленно создали аварийную ситуацию. «Например, теоретически, можно выдвинуть версию, что они были завербованы какой-то организацией и стали террористами-смертниками.
Но в данном случае я бы это отмел с вероятностью в 300%. Это были опытные пилоты, которые давно летают на машине этого типа», — отметил Соколовский.
Он также подчеркнул, что до конца следственных действий обычно не отбрасывают полностью ни одну из возможных версий случившегося. Это обычная практика, поэтому следователи и не отказались полностью от рассмотрения версии теракта.
«А вообще «провалиться в яму» самолет может по самым разным причинам. Я бы обратил внимание еще на то, что аэропорт в Сочи очень сложный, с постоянными сдвигами ветра и неустойчивой воздушной массой. Он находится рядом с морем, а значит, там труднопрогнозируемые погодные условия, которые часто меняются. Словом, причин может быть масса», — заключил эксперт.
Ту-154 вылетел из аэропорта Адлера 25 декабря 2016 года. На его борту находились 92 человека. Вскоре после взлета лайнер рухнул в Черное море. Спастись не удалось никому.