Биография командира ЧВК «Вагнер» Дмитрия Уткина окутана тайной. Одни называют его лидером российских наемников, воюющих на стороне Башара Асада, другие — настоящим патриотом. Сам он с журналистами не общается.
9 декабря 2016 года на приеме по случаю празднования Дня героев Отечества в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца «Вагнер» попал в кадр протокольной видеосъемки.
При этом пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил, что Уткин был в Кремле среди приглашенных.
«Я не знаю, как он известен. Дмитрий Уткин действительно был, кавалер ордена Мужества, он был действительно от Новгородской области», — сказал Песков журналистам.
«Газета.Ru» решила разыскать Дмитрия Уткина, и выяснилось, что легендарного «Вагнера» ищут не только журналисты, но и бывшая супруга Елена Щербинина, с которой он расстался в начале 2000-х. В июле 2015 года она даже оставила заявку в программе «Жди меня».
«В 2000 году я уехала в Москву, мой муж оставался в Печорах. Командовал воинской частью на границе с Эстонией. Больше мы не виделись. Спустя год он звонил моей маме в Буденновск. Затем я звонила в часть, где был уже новый командир, который не обладал информацией о его местонахождении и переводе. Связь прервалась. Он, как и я, рожден в 1970 году. Помогите найти. В июне 2015-го его видели в Краснодарском крае, Горячий Ключ, он приезжал к кому-то из военных, но точной информации нет. Я уверена, что он тоже хочет знать обо мне, если он жив», — написала Щербинина.
«Газета.Ru» отправила Елене немногочисленные фотографии Дмитрия Уткина, которые есть в интернете, и женщина подтвердила: «Да, это он — Дмитрий Валерьевич Уткин. И если он в горячих точках, то это на него очень похоже. Он по натуре воин и боевой офицер».
По словам Елены, заявку на поиск бывшего мужа она отправила после смерти своей мамы.
«Мама умерла, и я осталась совсем одна. А Дима после нашего расставания поддерживал с ней отношения и созванивался, и я хотела бы просто поддерживать с ним хорошие отношения», — рассказывает Елена.
Разыскивая Дмитрия, чтобы сообщить о смерти мамы, Елена узнала, что он приезжал на юг в воинскую часть, расположенную возле поселка Горячий Ключ. Кстати, именно возле этого поселка расположен полигон Молькино, на котором, по данным СМИ, бойцы ЧВК «Вагнер» проходили обучение перед отправкой в Сирию. «Я звонила туда, но меня с ним не соединили», — говорит она.
Елена родом из Буденновска, именно там она и познакомилась с Дмитрием. По ее словам, после басаевского рейда и первой чеченской кампании городок был наводнен военными. «На самом деле я на него вначале не обращала внимания. Мы просто часто оказывались в одной компании, и там было много желающих за мной поухаживать. А Дима был очень сдержанным, — вспоминает Елена, служившая также в одной из воинских частей.
— Так что и встречаться мы стали не сразу, и предложение от него расписаться поступило не сразу, а после того, как я и сама поучаствовала во второй чеченской кампании».
При этом, по словам Елены, трудоустроил ее на службу по контракту как раз Дмитрий: «В Чечне я была в комендатуре в селе Старые Атаги. Я тоже участник боевых действий. Это было полуразрушенное здание, окна были заложены мешками. Но сам Дмитрий находился в ущелье, у них там была база. И он постоянно приезжал ко мне. Причем не один, а с сопровождением. Впереди БТР и сзади БТР. А однажды было нападение на нашу комендатуру, нас обстреляли. Он узнал об этом из радиограммы и примчался с бойцами».
По словам Елены, воевал Дмитрий в Чечне ожесточенно и именно там получил свою первую награду:
«Боевики в плен взяли какого-то полковника, а Дима со своими бойцами его отбил. Он вообще безбашенный».
Уткин еще до окончания чеченской кампании получил назначение в Печоры, продолжает она: «Мы с ним как раз поссорились и не общались. Но потом мне позвонила подруга и сказала, что Дима хочет со мной поговорить. Он рассказал, что едет в Печоры и очень хотел бы поехать туда со мной. Там мы расписались, и нам дали служебную квартиру».
Впрочем, мирная жизнь Дмитрию Уткину пришлась не по душе: «Он очень тяжело адаптировался. И страшно переживал, что не воюет. Он хотел военной карьеры — карьеры боевого офицера, а не протирающего штаны в штабе».
По словам Елены, расстались они из-за того, что ей не удалось сойтись характером с матерью Уткина. «Мы расстались во многом из-за его мамы. Он родился на Украине и рос без отца. И мама имела на него очень сильное влияние.
Он как меж двух огней жил: с одной стороны — я, с другой — его мама. А он с ней даже шепотом разговаривал. При этом она очень хотела, чтобы он жил на Украине и служил там.
Хотя у Димы было российское гражданство и ему там делать было нечего. Она приезжала к нам набегами и порой очень некорректно себя вела».
Елена хочет, чтобы Дмитрий узнал, что она его ищет, и откликнулся: «Я понимаю, что у него, возможно, есть другая семья и дети. Но я ни на что не претендую. Мне просто хотелось бы его увидеть».
Первые публикации в российских СМИ о бойцах ЧВК «Вагнер» и Дмитрии Уткине появились в разгар вооруженного конфликта на Украине.
По данным портала «Фонтанка», ЧВК «Вагнер» была одним из самых засекреченных подразделений, воюющих в Новороссии. Командиры и бойцы никогда не дают интервью, их фотографии с украинскими трофеями не появляются в социальных сетях, о них не упоминают в официальных релизах власти ЛНР и ДНР.
О самом Уткине известно, что он носит позывной «Вагнер», является офицером запаса. До 2013 года он был командиром 700-го отдельного отряда спецназа 2-й отдельной бригады СпН ГРУ Минобороны. После увольнения в запас работал в Moran Security Group, участвовал в сирийской экспедиции «Славянского корпуса» в 2013 году. С 2014 года — командир собственного подразделения, которое по его позывному получило условное наименование ЧВК «Вагнер».
В 2014–2015 годах ЧВК «Вагнер» действовала на территории Донецкой и Луганской народных республик. С осени 2015 года — перенесена в Сирию. Предположительно, именно это подразделение играло решающую роль при штурме Пальмиры. Многие бойцы «Вагнера» отмечены орденами и медалями Российской Федерации.