Определены новые тарифы на перевозку пассажиров и багажа общественным транспортом. Соответствующее постановление правительство Москвы выпустило во вторник, 13 декабря. Как сообщила заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Алина Бисембаева,
средний рост тарифов составит 7,5%, тогда как перевозчики, по ее словам, просили город повысить цены на проезд на 15,5%.
«Из-за увеличения тарифов естественных монополий, роста электроэнергии, стоимости топлива, затрат на приобретение новых комплектующих, стоимости подвижного состава расходы основных городских транспортных предприятий выросли. Перевозчики просили нас повысить тарифы на 15,5%. Правительство Москвы окажет предприятиям финансовую поддержку в 2017 году — на это в бюджете на следующий год заложены субсидии в размере 90 млрд руб. — и сдержит рост тарифов: на все безлимитные единые билеты тарифы вообще не изменятся, а средний рост составит всего 7,5%», — добавила Алина Бисембаева.
Изменения «безлимиток» со следующего года все же коснутся. Правда, речь идет не о подорожании, а о сокращении ассортимента.
С 1 января 2017 года решено исключить билеты, которые город посчитал не пользующимися спросом. Это билеты «ТАТ» на 90 и 365 дней, «ТАТ» на одну поездку между зонами А и Б, а также «ТАТ» пригородный. Отметим, что несколько лет назад, когда работа по созданию единого для метро и «наземки» билета только начиналась, мэрия первым делом убрала из билетного ассортимента годовую «безлимитку» только для метро. Годовой безлимитный проездной только для наземного транспорта при этом был сохранен. Как объяснял тогда руководитель департамента транспорта Максим Ликсутов, это сделано было в интересах пожилых людей, которые пользуются преимущественно автобусами и трамваями, а в метро не спускаются.
Что касается остальных тарифов, то самые заметные изменения следующие: одна поездка только на автобусе, троллейбусе или трамвае подорожает на 4 руб. и будет стоить 35 руб. (если покупать билет у водителя, то это будет уже 40 руб.). Соответственно, проездной на 30 дней для «наземки» (с лимитом в 70 поездок) будет стоить 1040 руб. вместо 970, а проездной на 60 поездок — 1150 руб. вместо 1000.
Одна поездка по единому билету с нового года будет стоить 55 руб. (было — 50), по этому билету, который, кстати, также можно купить у водителя наземного транспорта, можно проехаться в метро, автобусе, троллейбусе или трамвае. По нему же можно бесплатно пересесть на Московское центральное кольцо на определенных станциях, если с момента валидации билета прошло не более полутора часов. «Единые» на 20, 40 и 60 поездок подорожают до 720, 1440 и 1700 руб. соответственно.
Один из самых популярных тарифов — проездной на календарный месяц — в цене не изменится и обойдется пассажирам в 2550 руб. То же самое относится ко всем безлимитным билетам. Самый дешевый — на сутки — будет стоить 210 руб., самый дорогой — на год — 18,2 тыс. руб.
Однако безлимитные месячные проездные для школьников и студентов подорожают примерно на 4%.
Так, проездной на метро для них теперь будет стоить 380 руб. (было 365), а в наземном транспорте — 250 руб. (было 240).
Изменятся тарифы на билет «90 минут», который выгоден всем совершающим несколько пересадок с одного вида транспорта на другой в течение полутора часов. Одна поездка по этому тарифу с 1 января станет дороже на 5 руб. и обойдется в 65 руб. Соответственно, 60 поездок встанут в 2650 руб. Но если «записать» этот же тариф на карту «Тройка» с некой заранее положенной суммой, а не покупать каждый раз отдельный билет, то одна поездка по нему обойдется уже в 54 руб.
Судя по изменению тарифов, город основную ставку делает на бесконтактные технологии оплаты. Прикладывать при проходе через турникеты смартфон (с технологией ApplePay, AndroidPay и т.п.) или банковскую карту с PayPass теперь не только проще, но и выгоднее, чем раньше. Если раньше за одну поездку списывалось 50 руб., то с нового года снимать будут только 40 руб.
Эксперты назвали грядущую индексацию ожидаемой и оправданной, но размер ее посчитали близким к приемлемому максимуму.
«Рост тарифов на 7,5% — многовато. Я согласен, что индексация нужна. Но, во-первых, она должна быть ниже уровня инфляции — а тут практически вровень, а во-вторых, любой рост тарифов должен быть оправданным, обоснованным, а механизм расчетов — прозрачным, — пояснил «Газете.Ru» председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. — Например, цены на проезд на поездах дальнего следования поднялись на 3,5%, возникает вопрос: почему в случае с общественным транспортом Москвы они выросли сильнее? И если этот рост оправдан, то любой желающий должен ознакомиться с обоснованием, а этого до сих пор нет».
По словам Янкова, сокращение некоторых видов билетов необходимо. «Действительно, тарифное меню у нас получилось слишком большим, и
разумно, что от невостребованных тарифов избавляются. Но тут опять же вопрос открытости и прозрачности: что считать невостребованным, какой спрос и так далее.
Наверное, безлимитный проездной только на наземный транспорт был не очень популярен, поскольку он нужен скорее тем, кто только у себя по району на автобусе ездит. Большинство все-таки так или иначе пересаживаются на метро. Да, конечно, у нас запустилась «Магистраль», но полноценным дополнением к метро она никогда не станет. Это будет счастьем, если она 2% пассажиров метро на себя оттянет», — резюмировал эксперт.