Паспорт без похода в полицию

Паспорт гражданина будут выдавать в Многофункциональных центрах

Алексей Куденко/РИА «Новости»
С февраля следующего года водительские права и паспорт можно будет получить в едином Многофункциональном центре. Эта структура, созданная чуть более десяти лет назад, получает все новые функции. Эксперты отмечают, что в работе МФЦ остается немало недостатков, хотя в целом данный сервис можно назвать единственным удачным проектом по борьбе с ненужной бюрократией.

Российские Многофункциональные центры (МФЦ) с 1 февраля 2017 года начнут выдавать гражданам РФ паспорта, а также предоставлять услуги по их замене. Такая информация была в среду опубликована на сайте правительства РФ.

До этого МФЦ — или служба «одного окна», как их иногда называют, — только принимали документы, необходимые для получения или замены паспорта. Выдачу же основного документа, удостоверяющего личность, осуществляла Федеральная миграционная служба (ФМС), а после ее расформирования — МВД. С февраля 2017 года должностные лица МФЦ наряду с полномочиями по приему от граждан документов для оформления паспорта и передаче их в территориальные органы МВД России наделяются полномочиями по выдаче оформленного паспорта. Соответствующие изменения внесены в положение о паспорте гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина на территории России.

Выдача российского паспорта станет очередной новой услугой, которую станут оказывать Многофункциональные центры. В их стандартный набор, как правило, входит получение документов на оформление загранпаспорта, подача заявления на получение жилья, регистрация приезжих по месту пребывания, решение кадастровых и налоговых вопросов и некоторые другие аспекты.

С февраля 2017 года они кроме паспортов будут принимать документы на получение водительских прав и выдавать их.

Впрочем, в некоторых регионах через МФЦ можно решить и иные вопросы, например получить справки о составе семьи, как это делается в Республике Тыва. А московские Многофункциональные центры принимают документы на регистрацию брака.

История Многофункциональных центров началась в 2005 году, когда была принята Концепция административной реформы в Российской Федерации. Правда, появляться эти центры начали только в 2011 году, причем их сотрудники не имели статуса госслужащих, что позволяло серьезно экономить на их заработной плате.

«Это до сих пор предмет серьезных споров с начальством.

На нас возлагают все новые задачи — а зарплату не поднимают. Сейчас в среднем по России она составляет от 10 до 15 тыс. рублей», — рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией.

Сами МФЦ финансируются, как правило, из бюджета того региона, где они расположены. Соответственно, и сумма, которую на них выделяют, варьируется в зависимости от того или иного региона России. В Москве в бюджете на 2015–2017 годы расходы на социальное обслуживание населения, куда относится и содержание Многофункциональных центров, не меняются. Все три года для этих целей из городского бюджета выделят 40,9 млн руб.

К работе МФЦ даже спустя десять лет после их открытия все равно остаются нарекания. «Как-то раз я пришел в МФЦ по Тимирязевскому району, мне надо было поставить на миграционный учет супругу, она — гражданин иностранного государства.

Подхожу к окошку, а мне сидящий там сотрудник заявляет: «А мы не умеем ставить на учет иностранцев, потому не делаем этого. Ну, то есть должны, но не делаем».

Это было аккурат накануне ликвидации ФМС», — рассказал «Газете.Ru» один из клиентов центра.

«Недостатки, конечно, есть. Например, регламенты выдачи тех или иных документов не очень адаптированы под нормы жизни. Некоторые, казалось бы, ничтожные справки можно ждать в МФЦ месяц. Но все равно сам проект МФЦ — это чуть ли не единственный пример удачной попытки ликвидации излишней бюрократии при работе с гражданами», — поделился своими впечатлениями от этих центров доктор экономических наук Сергей Смирнов.

«Но все равно, конечно, проект остается дотационным, так как это не бизнес-структура. Он существует на дотациях из региональных бюджетов», — отметил Смирнов.

Доцент кафедры теории и практики государственного управления ВШЭ Павел Кудюкин считает, что важной проблемой в работе МФЦ остается межведомственное взаимодействие при обработке запросов от граждан.

«Они, получив заявление на выдачу паспорта или на представление иной услуги, вынуждены пересылать этот пакет бумаг в другие органы — иногда региональной, а иногда и федеральной власти. И вот это согласование занимает длительное время. Кроме того, в некоторых регионах, которые находятся далеко от Москвы, этих центров пока просто нет. А так называемые «выездные» МФЦ, когда в тот или иной населенный пункт приезжают автомобили с работниками этой структуры, не всегда спасают положение», — рассказал эксперт.

По его словам, все равно саму идею МФЦ следует расценить положительно.

«Это позволило несколько снизить коррупционную составляющую при оформлении ряда документов и оказании различных услуг. Это также позволило гражданам сэкономить время и расходы, связанные с переездом от одной конторы к другой при оформлении различной документации. Так что этот опыт себя оправдывает», — отметил Кудюкин.