Киевский районный суд Симферополя арестовал на два месяца очередных фигурантов дела о диверсиях на территории полуострова. «На два месяца арестованы Алексей Стогний и Глеб Шаблий, которых следствие подозревает в работе на украинскую военную разведку», — сообщил ТАСС источник в суде. По его словам, арестованные в настоящее время дают признательные показания.
Оба подозреваемых ранее служили в военно-морских силах Украины: Стогний — полковник главного разведуправления Украины, Шаблий — капитан второго ранга ВМС Украины. Арест обоих предполагаемых диверсантов был произведен еще на прошлой неделе, судебное заседание проходило в закрытом режиме.
Известно об аресте стало только в понедельник, 21 ноября.
По данным источников, в Крыму они занимались сбором данных о Черноморском флоте РФ и военнослужащих. Интересовали их в первую очередь станции очистки воды, газораспределительные сети, электростанции и военные заводы. «Задача — объекты, корабли Черноморского флота. Также — анкетные данные офицеров, которые проходят службу на кораблях Черноморского флота», — цитирует Алексея Стогния «Комсомольская правда». По данным издания, он был задержан 15 ноября по пути на агентурную встречу. Журналисты «Вестей недели», в свою очередь, отмечают, что скорее всего он понимал, что за ним следят, так как имел с собой пистолет.
По данным СМИ, Стогний был связан с так называемой «группой Штыбликова» — речь идет об украинце Дмитрии Штыбликове, которого задержали еще 9 ноября по подозрению в подготовке диверсий. На оперативном видео Стогний признался, что он получал деньги за ведение разведывательной деятельности: «Денежные средства мне передавал Дмитрий Штыбликов, который приезжал из Киева. Передача средств происходила в моем магазине».
«Магазин — это прикрытие или легенда для разведчика, — пишет «КП». — Обычный магазин канцелярских товаров и игрушек работал в Севастополе».
Сообщник Стогния — Глеб Шаблий — также работал в Крыму под легендой бизнесмена. Впрочем, в базах данных юридических и физических лиц обнаружить Стогния и Шаблия не удалось.
Ранее задержанные «шпионы» Дмитрий Штыбликов, Алексей Бессарабов и Владимир Дудка также признались в подготовке диверсий на видео, которое было обнародовано российскими спецслужбами 14 ноября. Защита предполагаемых диверсантов все обвинения отрицает: адвокат Штыбликова Александр Попков заявил, что под принуждением ФСБ человек может взять на себя любые обвинения, и отметил, что его так и не допустили к подзащитному.
Министерство обороны Украины в очередной раз заявило, что все четверо арестованных украинцев не являются военнослужащими этой страны. «Это люди, которые давно закончили военную службу, они занимались бизнесом, жили там и имели семьи. Понятно, что эти люди имеют какую-то подготовку, но они не являются действующими военнослужащими, в том числе вооруженных сил Украины», — заявил официальный представитель минобороны Украины Андрей Лысенко.
Ноябрьские задержания — далеко не первые случаи, когда российские власти сообщают о поимке предполагаемых шпионов в Крыму.
В августе этого года ФСБ заявила, что предотвратила теракты и диверсии со стороны украинских военных в Крыму. В ведомстве утверждали, что в результате спецоперации погибли военнослужащий Минобороны и сотрудник ФСБ. Украина все обвинения в причастности к диверсии отвергает. По этому делу были задержаны три гражданина Украины — Евгений Панов, Андрей Захтей и Редван Сулейманов. В России их подозревают в подготовке терактов в Крыму, сейчас они находятся в СИЗО «Лефортово». Недавно Киевский районный суд Симферополя продлил арест Панову и Захтею до 10 декабря. Подозреваемые жалуются на жестокое обращение и по-прежнему не знают, для чего были переведены в столичный изолятор. О судьбе Сулейманова ничего не известно.
Что касается «севастопольских диверсантов» (или «группы Штыбликова»), то по-прежнему неизвестно ни место их содержания, ни статья Уголовного кодекса, по которой их судят. «Августовским» шпионам Панову и Захтею были предъявлены обвинения по ст. 281 и ст. 208 УК РФ (диверсия и организация или участие в незаконном вооруженном формировании), не исключено, что эта же статья грозит и остальным фигурантам дела о диверсиях.