Затянувшаяся эпопея с ремонтом подземных переходов метро близится к концу, уверяют в столичной подземке. Строители обещают закончить реконструкцию 88 объектов к 15 декабря, заявил начальник метрополитена Дмитрий Пегов. Отметим, что это не первый перенос сроков ремонта: изначально планировалось отремонтировать 96 переходов, к тому же, согласно конкурсной документации, всего за 100 дней с момента заключения контракта (договоры были заключены еще в июне 2015 года).
Когда контракты были подписаны, а переходы затянули сетками и металлическими щитами, выяснилось, что состояние ряда объектов куда хуже, чем оценивалось при проведении торгов. Например, на таких станциях, как «Южная», «Варшавская», «Новогиреево», «Юго-Западная», где предполагалось проведение только косметической отделки, были обнаружены дефекты несущих конструкций. Под гранитными ступенями на некоторых станциях оказались прогнившие трубы, а состояние бетона было таковым, что делало несущие конструкции аварийными, заявляли тогда в метрополитене. Потребовалась разработка новых проектов, проведение дополнительных ремонтных мероприятий: в общем, работы решено было продлить до первого квартала 2016 года, а число переходов сократить с 96 до 84.
Но и эти сроки строителям соблюсти не удалось. Как сообщили «Газете.Ru» в департаменте транспорта, пока завершено 80% запланированных объемов работ. Первоначально анонсируемые сроки ремонта увеличились в связи с многократно возросшими объемами работ. «Многие переходы не ремонтировались с момента строительства станций. Выявленное в ходе демонтажных работ неудовлетворительное состояние инфраструктуры и инженерных коммуникаций потребовало глобальной корректировки проектно-сметной документации по всем 84 станциям.
Основную часть строительных работ можно вести только в выходные дни и специальные «окна», когда пассажиропоток минимальный, что также повлияло на увеличение сроков»,
— перечислили в пресс-службе департамента.
Кроме того, на значительные задержки в ремонте «повлияли и недобросовестные арендаторы, которые своевременно не освобождали помещения для их демонтажа и подавали в суд апелляции на уже вынесенные решения. Все апелляции были отклонены судами, а к ремонту подрядные организации приступили со значительными задержками», добавили в департаменте.
На ряде станций, например «Тульской» (где ремонт начался еще в апреле 2015 года), пришлось устранять замечания, которые были выявлены во время приемки выполненных работ. «Мы не можем игнорировать строительные недочеты и упущения, которые в будущем могли бы отразиться на безопасности передвижения пассажиров», — объясняют задержки с ремонтом в пресс-службе дептранса.
В то же время эксперт центра Probok.net Александр Чекмарев считает, что на некоторых станциях целесообразность ремонта вызывает большие сомнения. «Многие станции были построены недавно, например,
«Зябликово» и «Борисово» были открыты в 2011 году, и нет никакого смысла менять там облицовку,
— рассказал он «Газете.Ru». — Кроме того, прямых аналогов по такой масштабной программе реконструкции в такие короткие, как изначально заявлялось, сроки в мире нет, условия конкурса сильно ограничивали круг подрядчиков, и у победителей торгов вряд ли был большой опыт проведения подобных работ».
Сейчас, по словам Чекмарева, процесс ремонта продвигается в более-менее ровном темпе, многие переходы уже открыты, но кое-где еще много работы. «Самое обидное, что ремонт пока даже и не думает завершаться на станциях с огромным пассажиропотоком. К ним, в частности, относятся «Менделеевская», «Савеловская» и «Тушинская», причем на последних двух переходы соединяют станции метро и платформы электричек.
Пассажиров там всегда много, а из-за перегороженных переходов возникают огромные очереди»,
— уточнил эксперт.
Эксперт добавил, что затянувшийся ремонт переходов негативно сказывается на имидже метрополитена. При этом даже если строители не успеют и к обозначенному сроку 15 декабря, существенной разницы для пассажиров уже не будет, считает Чекмарев: «Зимой в принципе экстремальный пассажиропоток, так что неважно, в декабре закончат ремонт или в январе. Тем более что январь не самый большой по нагрузке на транспортную систему месяц».