Лех и Мария Качиньские похоронены в Вавельском замке в Кракове — рядом с польскими монархами, величайшими поэтами и крупными политическими деятелями. По данным, полученным журналистами радиостанции RMF от сотрудников прокуратуры, в ночь на 14 ноября тела президентской пары будут эксгумированы из саркофага и доставлены на кафедру судебной медицины Ягеллонского университета для подробного исследования биоматериала. Через два дня состоятся повторные похороны.
Аналогичные процедуры с останками других жертв катастрофы прокуратура планирует провести до конца нынешнего года.
Расследование произошедшей 10 апреля 2010 года авиакатастрофы под Смоленском было приостановлено в начале марта 2012 года, когда были опубликованы окончательные отчеты Межгосударственного авиационного комитета (МАК), Комиссии по расследованию авиационных происшествий Польши (KBWLLP) и доклад Верховной контрольной палаты Польши.
Достичь консенсуса российским и польским ведомствам не удалось: МАК настаивал на том, что вина за происшествие лежит исключительно на экипаже польского воздушного судна Ту-154М, а комиссия KBWLLP утверждала, что ответственность несет также российская сторона, поскольку аэродром Смоленск-Северный не был закрыт по причине плохих метеоусловий.
После президентских и парламентских выборов в Польше в 2015 году, когда победу одержала консервативная партия «Право и справедливость», а главой государства стал ее член Анджей Дуда, о смоленской катастрофе заговорили с новой силой. В шестую годовщину трагедии, 10 апреля 2016 года, президент Дуда произнес речь, призвав польских граждан к прощению и взаимному уважению, которое так необходимо семьям погибших и всему обществу.
Однако позднее в тот же вечер перед Президентским дворцом в Варшаве глава партии Ярослав Качиньский категорично заявил, что моральная ответственность за катастрофу лежит на правительстве Дональда Туска, а справедливость может быть восстановлена только после получения «настоящих результатов» расследования.
«Да, прощение необходимо, но только после признания вины и вынесения соответствующего наказания виновным», — сказал Качиньский.
Резкая критика Качиньского в адрес предыдущего правительства Польши неудивительна: демократическая партия «Гражданская платформа» и консервативная «Право и справедливость» всегда были по разные стороны баррикад в вопросах как внутренней, так и внешней политики. Возобновление расследования смоленской катастрофы и пошаговое «доказательство» вины правительства Дональда Туска и российской стороны только помогают новой власти усилить националистические настроения в обществе, считает член действующего правительства, представитель партии «Гражданская платформа» Марчин Кервиньский.
«Очевидно, что Ярослав Качиньский хочет построить на смоленской катастрофе миф о создании V Речи Посполитой», — прокомментировал ситуацию Кервиньский в интервью телеканалу TVN24.
Идея эксгумации зародилась в связи с тем, что в ночь после крушения самолета в судмедэкспертизе останков (за исключением исследования останков президента Качиньского) в Москве не принимал участия ни один польский врач, следователь или сотрудник прокуратуры. Это было совместное решение польской и российской сторон, о чем свидетельствуют отчеты обеих сторон, а также подтверждает официальное заявление Государственной прокуратуры от 4 ноября 2016 года.
В ходе нового расследования выяснилось, что из-за халатности российских судмедэкспертов останки погибших якобы были перепутаны и неверно идентифицированы. Например, часть останков, предположительно принадлежащих Леху Качиньскому, прибыли в Польшу уже после торжественных похорон президента и его супруги, в связи с чем похороны провели еще раз. Останки остальных жертв авиакатастрофы были доставлены на родину в закрытых гробах, и польская прокуратура не проводила собственных исследований, поверив на слово полученным от российской стороны отчетам и результатам анализа ДНК.
В апреле 2016 года Государственная прокуратура тщательно проанализировала документацию российских судмедэкспертов и заявила, что в отчетах содержится около 90% ошибочной информации.
Для установления реальных причин катастрофы было решено провести извлечение останков всех погибших.
Отброшенная в апреле 2011 года за отсутствием доказательств версия об участии в крушении самолета третьих лиц (то есть террористическая атака или провокация) вдруг снова стала ведущей версией смоленской катастрофы. Ее поддерживает министр национальной обороны Польши Антоний Мацеревич, который также с 2010 года возглавляет парламентскую группу по расследованию крушения самолета Ту-154М. Масла в огонь подливает немецкий криминальный журналист Юрген Рот, автор книги «Секретная папка С». В книге-бестселлере (изданной, к слову, в Польше, а не в родной Германии) Рот разворачивает теорию о том, что самолет Ту-154 потерпел крушение в результате манипуляций российских спецслужб с целью привести самолет к падению, а за всем этим стоял некий известный польский политик. В качестве доказательств Юрген Рот ссылается на некие тайные документы, которые ему показал агент немецкой разведки.
Однако никакие теории заговоров не могут повлиять на мнение более 200 родственников жертв катастрофы под Смоленском, выступающих против эксгумации останков.
Подобная процедура для них — тяжелая эмоциональная травма, а также оскорбление памяти погибших родных. На их стороне — многие представители польского Костела, среди которых епископ Тадеуш Перонек и ксендз, заведующий кафедрой этики Католического университета в Люблине профессор Альфред Вежбицкий.
Интересы семей, потерявших близких в смоленской катастрофе, защищает уполномоченный по гражданским правам Адам Боднар. В разговоре с журналистами радиостанции RMF Боднар заметил, что эксгумация по решению прокурора возможна только в случаях, когда это необходимо для общественного блага, а в данной ситуации речь идет скорее о культе умершего человека. Адам Боднар посоветовал родственникам погибших написать официальное несогласие с решением польской прокуратуры, ссылаясь на статьи гражданского и административного кодексов.
В ответ на это прокуратура выступила с заявлением, что семьи не имеют права препятствовать расследованию «смоленского дела» и что сотрудники прокуратуры действуют согласно уголовно-процессуальному кодексу и не нарушают каких-либо гражданских прав родственников жертв авиакатастрофы.
Президент Анджей Дуда искренне посочувствовал семьям погибших, однако на решение прокуратуры об эксгумации останков жертв повлиять не смог.
Пресс-секретарь аппарата президента Марек Магеровский прокомментировал позицию Дуды в эфире радио Trójka: «Президент не может вмешиваться в решения прокуратуры, которая принимает самостоятельные шаги, вызванные, в первую очередь, халатностью предыдущего правительства. Сразу же после катастрофы многое из того, что должно было быть сделано, так и не было сделано, и сейчас, увы, ситуация такова, что эксгумация останков обязательна».
На фоне происходящего Ярослав Качиньский не стесняется делать громкие обвинительные высказывания в адрес предыдущего премьер-министра Дональда Туска и министра иностранных дел Радослава Сикорского. В комментарии для польского информационного агентства PAP Качиньский сказал, что Сикорский даже не постарался получить у российских властей статус экстерриториальности (то есть исключения территории из-под юрисдикции России) для места крушения самолета под Смоленском и что Дональд Туск не мог не знать об этом.
Также председатель «Права и справедливости» отметил, что в решении о том, что президент Лех Качиньский и премьер-министр Туск полетят в разных самолетах, изначально был заключен злой умысел.
На существовании тайной договоренности Туска с Путиным настаивает также действующий министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский, ссылаясь на попавшие ему в руки документы и рассекреченную электронную переписку между главами правительств России и Польши на тему организации визита в Катынь в 2010 году. Подобные обвинения в адрес председателя Европейского совета Дональда Туска могут крайне негативно отразиться на его дальнейшей политической карьере, и представители правящей партии «Право и справедливость» прекрасно отдают себе в этом отчет.
Обе партии — участницы конфликта — «Гражданская платформа» и «Право и справедливость» — создали парламентские группы по делу расследования смоленской катастрофы, и каждая планирует до победного стоять на своей версии произошедшего.