В тесноте, зато в мечети
В московских мечетях пятница — главный день, так как именно в этот день недели верующие совершают обязательную коллективную молитву Джума-намаз. Отказаться от нее они могут только в случае очень веских причин: стихийных бедствий или тяжелой болезни.
Историческая мечеть на Большой Татарской улице сравнительно небольшая, поэтому не может вместить всех желающих. Прямо на улице выставлены громкоговорители, чтобы были слышны слова муллы, читающего проповедь.
По случаю всего этого мероприятия столичная полиция перекрыла движение на улице, и мусульмане, не попавшие в мечеть, могли молиться прямо на асфальте. Многие для этого специально принесли с собой коврики в целлофановых пакетах.
Прямо перед мечетью верующие организовали свой особый рынок: там можно купить специальные духи для намаза, финики (традиционный фрукт в мусульманский пост), духовную литературу, отвечающую всем религиозным нормам одежду. Кроме покупателей, на рынке крутятся мусульмане, просящие милостыню. «Братья, подайте ради Аллаха на лечение сына», — восклицает полная темноглазая женщина в никабе. Вплотную к Исторической мечети примыкает столовая, где всех желающих кормят пловом, мантами и другими традиционными восточными блюдами. Рядом молодой мусульманин с рук продает газету для верующих «Ас-салам». Я говорю, что мелочи нет, только крупная купюра, на что он все равно протягивает газету: «Ничего страшного бери, брат, так. Только не бросай куда попало, там важные вещи написаны».
в отдельном репортаже
До начала намаза оставалось еще полтора часа, и я решил посмотреть, как обстоят дела у Соборной мечети на проспекте Мира, которая недавно открылась после длительной реконструкции. Уже внутри одноименной станции метро заметно множество мужчин в различных мусульманских головных уборах: квадратных татарских тюбетейках, мягких киргизских шапочках «топу», турецких фесках с кисточкой. Некоторые шли в мечеть просто в бейсболках, причем кто-то надел ее козырьком вперед, а кто-то — назад. Хотя в Коране сказано, что перед пятничной молитвой желательно быть в праздничной одежде, многие были в спортивных костюмах, в джинсах и повседневных куртках. Путь от метро к мечети то и дело преграждали нищие. Кроме того, было много молодых людей, раздававших объявления о вакансиях и рекламные проспекты, сулившие помощь в оформлении разрешения на временное проживание в России.
Так же как и в центре Москвы, полиция закрыла движение на ближайшей к Соборной мечети улице Щепкина, стянув к храму усиленные подразделения полиции и ОМОН. Впрочем, толпа, следующая в мечеть, никаких признаков агрессии не подавала. Непосредственно перед забором мечети были установлены турникеты, за которыми полицейские досматривали всех вошедших. Меня, как ни странно, пропустили без этой процедуры, хотя при мне был внушительный рюкзак.
На территории комплекса для мусульман все организовано очень четко: отдельный зал для женщин, отдельный — для мужчин. Есть и специальное помещение для верующих с ограниченными возможностями.
Несколько парней азиатской внешности, одетые в зеленые жилетки с надписью «волонтер», раздают бахилы на обувь. На входе размещается небольшой гардероб.
Внизу, в полуподвальном помещении, комната, где сидит дежурный имам. Несколько пришедших направились прямиком к нему. Постепенно в самой мечети стало слишком тесно, так что я, как и многие другие, решил выйти на свежий воздух. Люди расстелили коврики неподалеку от входа в мечеть, после чего сняли обувь и приготовились к молитве.
Мулла начал произносить проповедь по-арабски. «Что, на русском службу не ведут?» — спросил я у молодого прихожанина. «Нет, сейчас он повторит все то же самое сначала на татарском, а затем — на русском языке», — ответил тот. Действительно, в какой-то момент проповедник перешел на великий и могучий, его слова было хорошо слышно даже на улице: «Братья, сегодня я хочу поговорить о единстве правоверных, необходимости его придерживаться. Недопустимо ставить личные амбиции превыше веры». Люди все прибывали, время основной молитвы приближалось, так что я начал чувствовать себя лишним.
Ход кониной
Точных данных о том, сколько мусульман сейчас живет в Москве, не существует, но ряд опрошенных «Газетой.Ru» экспертов называет цифру в два миллиона. В классическом понимании мусульманских районов в столице нет, однако есть районы с относительно низкой арендной ставкой на недвижимость, где предпочитают селиться мигранты. В основном это спальные районы, в которых есть крупные рынки и овощные базы — на северо-востоке, востоке, юго-востоке и юге города.
«Если рассматривать столичную мусульманскую общину, то в ней есть разные части. Так, существует, условно говоря, коренное мусульманское население, это татары, значительная часть которых русскоязычные, — рассказывает историк и публицист Марат Сафаров. — В целом они живут по законам мегаполиса, при этом часть из них пользуется халяльной инфраструктурой, а часть живет жизнью обычных горожан, ведет светский образ жизни. Есть также мигранты-мусульмане. Существует стереотип, что как раз они-то и потребляют халяльные продукты. Но это не так, потому что, например, по цене халяльное мясо дороже обычного. У людей просто нет денег для того, чтобы есть подобную пищу часто».
Согласно канонам ислама мусульманин, не имеющий возможности приобрести халяльное мясо и испытывающий угрозу голода, может употреблять не халяльную пищу. «Другое дело, что очень многие люди понимают халяль упрощенно: «Я не ем свинину, а ем курятину и говядину, значит, я не совершаю грех». На самом же деле халяльное мясо — это прежде всего особый способ забоя скота и прочие тонкие аспекты», — говорит Сафаров.
По его словам, продажу халяльного мяса при московских мечетях контролируют в основном татары-мишари (субэтнос из Среднего Поволжья и Приуралья).
Они заготавливают продукцию в Нижегородской и Пензенской областях, а реализуют в Москве. «Но не все прихожане мечетей могут себе позволить это покупать», — отметил Сафаров.
Кулинарные традиции разных мусульманских народов иногда даже приводят к теологическим спорам среди жителей Москвы, исповедующих ислам, добавил Сафаров: «Значительную долю халяльного мяса, которое продают в столице, составляет конина, поскольку это мясо прочно вошло в кулинарные традиции татар. А вот вайнахи (чеченцы и ингуши) и некоторые другие народы Кавказа у себя дома конину не едят. Поэтому они даже обращались к духовным лидерам и старейшинам за разъяснением: можно или нельзя им это есть. В итоге им был дан ответ, что раз в Коране запрета на мясо лошади нет, то есть его можно».
Бывший главный редактор журнала «Мусульманка» Насима Бокова говорит, что подобная инфраструктура стала развиваться в российской столице в последние два-три года. Связано это с тем, что в Москве стало больше людей, исповедующих ислам. «Мусульманка не может, например, ходить в обычные парикмахерские, ей нужно, чтобы ее обслуживала женщина в полностью закрытом от взгляда мужчины помещении. Кроме того, растет спрос на халяльные продукты. Если раньше они были в основном в магазинах при мечетях, то теперь они продаются в обычных супермаркетах», — перечислила она.
С маникюром молитва не считается
Халяльные товары — необязательно что-то съедобное. Например, большой популярностью пользуются специальные духи, которые не содержат спирта, а только натуральные масла. «Стоимость их колеблется от 250 рублей до нескольких тысяч долларов, — говорит Насима Бокова. — Что касается использования классической парфюмерии, то есть мнение, что это не приветствуется среди мусульман, однако если алкоголь не попадает внутрь через желудок и не опьяняет, то он не является харамом».
Отдельное отношение у женщин-мусульманок к косметике. Тут есть два аспекта, продолжает Бокова. Во-первых, неприлично вызывающе краситься на публику, но для мужа дома можно, это поощряется.
Во-вторых, вода после омовения перед намазом должна оставаться чистой, поэтому мусульманки либо каждый раз перед молитвой снимают макияж, либо используют водостойкую косметику.
Однако, по нормам Корана, доступу воды к телу не должно ничего препятствовать. Таким образом, с накрашенным лаком ногтями омовение недействительно. «В период женского цикла, когда женщина не выполняет намаз, пользоваться лаком для ногтей можно», — добавляет Бокова.
Для женщин в Москве работают специальные мусульманские салоны красоты, спа-салоны и клиники. В одну из клиник, согласно объявлению на сайте, в конце сентября должен был приехать шейх Абу Анас, «который лечит больных чтением Священных аятов из Корана». Также там могут сделать хиджаму (кровопускание с использованием банок, рекомендованное исламом), кстати, это одна из наиболее востребованных среди мусульман процедур. В остальном клиники предлагают более или менее стандартные услуги, только все осмотры и массаж для женщин делают представительницы того же пола.
Гюльчатай, открой личико на аватарке
Устраивать личную жизнь московские мусульмане предпочитают дистанционно. Так, в специальной группе социальной сети «ВКонтакте» для поиска жен и мужей мусульманского вероисповедания сразу предлагается заполнить анкету, где указывается его имя, пол, возраст, регион проживания и то, соблюдает ли он нормы ислама. Типичное объявление выглядит примерно так: «ищу настоящую мусульманку от 20 до 30 лет, которая действительно хочет создать семью» и согласна поехать с мужем жить в Ташкент/Душанбе/Баку и другие города стран, где преобладает мусульманское население.
Впрочем, там встречаются и более интересные объявления: «Я сваха, ищу подходящий вариант для своей 23-летней клиентки-москвички. Нормы ислама соблюдает по мере возможности. Вид брака — полигамный или моногамный — не имеет значения. <…> С европейским менталитетом и аристократичной внешностью.
В официальном браке ранее не состояла, детей и прочих проблем не имеет».
Есть и отдельные сайты знакомств для мусульман. По словам Насимы Боковой, интернет-знакомство — зачастую чуть ли не единственная возможность для мусульманской девушки в Москве найти своего спутника жизни.
«Если парень подойдет к девушке на улице и скажет: «Привет, ты мне понравилась, давай сходим в кино или в кафе», то она просто не будет продолжать общение, так как подобный способ знакомства не приветствуется в исламе. Поэтому в большом городе молодым мусульманам трудно завести знакомство. Исламских организаций, где мужчина и женщина вместе общаются, очень мало. Интернет же позволяет получше узнать человека, понять, есть ли общие интересы. В случае если девушка почувствовала, что человек ей не подходит, она может сразу прекратить знакомство, не опасаясь каких-либо преследований. Сейчас очень многие мусульмане через подобные сайты и группы знакомятся и вступают в браки», — рассказала эксперт.
Ислам для самых маленьких
Постепенно развивается и детская мусульманская инфраструктура. Например, в городе есть детский сад, где
малышей учат «исламскому этикету, истории пророков», отмечают мусульманские праздники и прививают азы исламской нравственности,
говорится в описании учреждения. Также детей учат письму по-русски, арифметике и арабскому языку.
«Сейчас в Москве появляется все больше различных объектов инфраструктуры для мусульман. Значительная часть из этих объектов находится на юге Москвы, где дешевле аренда помещений. Но некоторых вещей верующим все же остро не хватает. Во-первых, девушки жалуются, что пока для них нет специализированных спортивных центров и бассейнов, а во-вторых, не хватает специализированных исламских школ и детских садов», — рассказала Бокова.
По ее словам, на сегодняшний день мусульманская община Москвы сама не в состоянии дать детям образование, которое бы соответствовало уровню средних московских школ. «Это серьезный момент. В обычных общеобразовательных школах, куда мусульманки зачастую вынуждены отдавать детей, не всегда есть взаимопонимание с учителями. Чтобы избежать этих конфликтов и сохранить детскую психику, было бы хорошо, чтобы у нас открывали больше специальных детских садов и школ для мусульман. Я много ездила по США, где все это есть. Нам, конечно, до такого уровня, как до Луны», — резюмировала эксперт.