Смотришь в книгу — видишь звезды

Старшеклассники предпочитают астрономию основам религиозных культур

Дмитрий Евстифеев
Фрагмент плаката «Бога нет!» В. Меньшикова, 1975 год В. Меньшиков/«Художник РСФСР»
Школьники не горят желанием пополнить список изучаемых предметов астрономией. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного по заказу «Газеты.Ru». Примечательно, что чем старше школьник, тем чаще при выборе дополнительного предмета он предпочитает изучать астрономию, нежели основы религиозных культур.

Новость о возвращении уроков астрономии в школьную программу обрадовала научное сообщество, однако школьники, судя по всему, испытали по этому поводу смешанные чувства.

«Газета.Ru» попросила сайт Znanija.com и компанию Brainly провести опрос среди школьников, чтобы понять их отношение к новому предмету. Всего было опрошено свыше 7500 школьников из разных городов России: около 1000 учеников начальной школы, порядка 5500 из средних классов и более 1000 старшеклассников.

В первую очередь ученикам предстояло ответить на вопрос, хотели бы они в принципе изучать астрономию в школе.

В результате большинство учащихся отнеслись к идее без энтузиазма: 40% школьников сказали «нет».

Еще 35% заявили, что они за новый предмет, а 25% затруднились ответить. Очевидно, в группе затруднившихся ответить немало ребят, которые не вполне представляют, что именно будут проходить на уроках астрономии.

Следующий вопрос задавался с целью выяснить, к чему больше лежит душа у школьников: к духовным и гуманитарным предметам или же к естественным наукам. Так, предлагалось сравнить астрономию и другой новый для современных школ предмет — основы религиозных культур.

В результате

большинство школьников видят в небе в первую очередь звезды: 39% высказались за астрономию и лишь 13% за основы религиозных культур.

Еще 34% школьников заявили, что им не интересно ни то, ни другое.

Наконец, 14% открыты для экспериментов и указали, что им интересны оба предмета.

Любопытно, что при опросе выявился следующий тренд:

чем старше становятся школьники, тем чаще они отдают предпочтение астрономии.

Так, в начальной школе астрономия и основы религиозных культур почти одинаково интересны ученикам: 25% и 24%. Но уже в среднем звене баланс меняется на 38% против 12%, а в старшей школе астрономия и вовсе уничтожает «конкурента»: 48% против 8%.

В целом же, отмечается в опросе, школьники предпочли бы иные дополнительные предметы для своей программы. Так, большинство — 30% прошедших тест — хотели бы изучать второй иностранный язык. Еще 28% ответивших хотели бы заниматься в школе бизнес-предпринимательством, а 20% выбрали бы для себя экологию.

Напомним,

накануне министр образования и науки России Ольга Васильева пообещала вернуть в школьную программу уроки астрономии.

«Я считаю, что это необходимо. Если вы помните, у нас был час. Я думаю, что этот час нужно вернуть», — сказала Ольга Васильева. По словам Васильевой, она еще не знает, за счет какого предмета астрономия вернется в расписания школ.

«Пока не знаю, как это будет, но то, что произойдет точно, 100%», — добавила она.

Астрономия перестала быть школьным предметом в 2008 году, с тех пор ее элементы входят в курс географии и физики. Это было связано с тем, что ни один из существовавших на тот момент учебников астрономии не был допущен к использованию в школах.

Ранее представители научного сообщества в беседе с «Газетой.Ru» поделились своей радостью по поводу инициативы Минобразования.

«Я очень высоко ценю это пока еще обещание министра, ведь еще совсем недавно о таком подарке мы не могли и мечтать, — заявила научный директор Московского планетария Фаина Рублева. — Именно Московский планетарий весной выступил с инициативой собрать подписи за возвращение астрономии в школьную программу в рамках «Скажи астрономии да». Мы обращались в планетарии других городов, нас поддержали МГУ, «Роскосмос», и мы собрали более 25 тыс. подписей, а сейчас проводим всероссийскую контрольную по астрономии.

Это просто подарок! Если министр так сказала, мы можем на это опираться, это очень хороший знак».

По словам Рублевой, в 2011 году, по данным ВЦИОМ, 30% россиян не знали устройства Солнечной системы и это «катастрофа».

«Они не знали, что Земля вращается вокруг Солнца, — возмущается Рублева. — Это допустимо в XXI веке в стране, которая запускала первые спутники? Это катастрофа, уровень астрономической грамотности упал ниже некуда».