Первый сбой на Московском центральном кольце случился в среду, 13 сентября. Из-за неисправности системы сигнализации на станции «Андроновка» поезда ходили с увеличенным интервалом. Пассажиры сообщали, что на путях образовались пробки из составов. Пресс-служба Московского метрополитена попросила пассажиров учитывать происшествие при планировании маршрута.
Московское центральное кольцо — это модернизированная Московская кольцевая железная дорога, которую использовали для перевозки грузов и снабжения многочисленных заводов, находившихся в промзонах города. Планировалась МКЖД соответствующим образом: поближе к производству, а вот близость от станций метро и тем более жилых домов была не самым важным критерием. Однако со временем промзоны обветшали, опустели, производство либо закрылось, либо переехало в другое место, либо перестало нуждаться в массовом подвозе грузов железнодорожным транспортом. Освободившиеся территории стали массово перепрофилироваться под жилые, административно-деловые и рекреационные функции.
Вместе с ростом пассажиропотока в метро и вводом ограничений для автомобилистов встал вопрос, как разгрузить транспортную систему города. МКЖД решено было сделать пассажирской. Всего на кольце после полного запуска будет 31 станция, на 17 станциях можно будет пересесть на 11 линий метрополитена, на 10 станциях пересесть на пригородные электрички. МЦК имеет смысл пользоваться тем, кто учится или работает рядом со станциями, а также тем, кто добирается до метро на наземном транспорте, чтобы не стоять в пробках в автобусе.
Также МЦК существенно сэкономит время всем, кому надо добраться от одной ветки метро до соседней, но не хочется ехать до Кольцевой линии и там делать пересадку.
Первые «Ласточки» по МЦК полетели на День города. Новая транспортная система успела стать любимым аттракционом горожан — тем более что до 10 октября платить за проезд не надо. Билеты, купленные или пополненные до 1 сентября, достаточно перепрограммировать в любой кассе метро (а некоторые билеты, например годовые или трехмесячные проездные, перепрограммировать не надо), и можно выйти из метро, проехаться по МЦК и опять спуститься в метро, потратив всего одну поездку. Месяц бесплатной обкатки, по замыслу мэрии, поможет выявить возможные недочеты силами пассажиров.
Главный недостаток пока — невнятная система навигации. Нужную платформу отыскать не так просто, особенно если пересаживаешься на нее не из метро или со станции электрички, а по пути из дома, места учебы или работы. По новым схемам метро и по страничке МЦК пока можно понять только приблизительное расположение новых станций относительно вестибюлей метро. А на многих картах ранее не использовавшаяся пассажирами железнодорожная ветка со станциями еще не успела появиться. О том, что где-то рядом может быть новая станция МЦК (а с равной долей вероятности — и супермаркет с большими скидками), можно догадаться только по толпе целенаправленно шагающих в одну сторону людей.
В вестибюле стоят турникеты, но до 10 октября они отключены. Нет и уже привычных пассажирам досмотровых рамок, зато стоят специальные устройства для досмотра багажа. Сотрудники с готовностью рассказывают о том, как и где лучше перепрограммировать билет, в какую сторону следует тот или иной поезд и какой сейчас интервал движения. Самостоятельно это понять не так-то легко: табло на платформе советует обращаться за данной информацией к дежурному по станции, а часы отстают на 40 минут. Когда МЦК запустится в полную силу, «Ласточки» будут ходить раз в шесть минут в часы пик и с интервалом 11–15 минут во внепиковое время. Учитывая небольшой, по сравнению с метро, пассажиропоток, интервал вполне обоснованный. Но поскольку платформы все же открытые, хотя номинально боковые заграждения и крыша имеются, в холодное время года это может превратиться в существенную проблему.
Несмотря на то что до часа пик еще далеко, сидячих мест в поезде нет. Самое частое замечание, которое слышишь в вагоне, — «прямо как в Европе». Мягкие синие кресла, полки для багажа, отсеки для велосипедов, розетки, Wi-Fi, хоть и невероятно тормозящий, даже урны для мусора.
А вот обещанные туалеты в вагоне хоть и на месте, но снабжены горящей красным надписью «только для персонала».
Двери открываются нажатием кнопки, что практически на каждой станции вызывает легкое замешательство среди входящих и выходящих пассажиров.
По новым правилам проезда, в МЦК можно перевозить велосипеды в неразобранном виде, крупную (но не более 180 см по сумме трех измерений) ручную кладь и мелких животных без специальных контейнеров. Для федеральных льготников сделан бесплатный проезд, а школьники из других регионов могут купить билет в течение учебного года со скидкой 50%.
«This is ZIL», — не без гордости объявляет механический голос в вагоне. Вид при этом открывается как раз на участок, который еще не довели до ума девелоперов.
Полуразрушенные постройки, между которыми не хватает только бродячих собак с руками в зубах, как в «Евротуре».
Впрочем, депрессивный участок «ржавого пояса Москвы», как иногда называют часть города, примыкающую к МЦК, вскоре заканчивается и начинается зелень Измайловского парка, Ботанического сада, потом пассажирам открывается психоделический вид через зеленые ограждения на небоскребы Сити и уже куда более традиционный — на бело-красные башни Новодевичьего монастыря. Послушать об этих достопримечательностях можно на бесплатных экскурсиях, которые проводятся по будням до 10 октября. Как сообщили в пресс-службе столичного метро, начинаются экскурсии в 16.00 на ТПУ «Лужники».
«Во время поездки экскурсантам расскажут об истории Московской окружной железной дороги, начиная с ее запуска в начале XX века. Всего насчитывается порядка 86 памятников архитектуры Московской окружной железной дороги. Экскурсия длится около 84 минут. Это время пути следования «Ласточки» по МЦК с учетом остановок», — добавили в пресс-службе подземки.
Пока же видно, что работы еще не закончены: даже сданные станции, например «Кутузовская», не до конца отделаны, а еще пять платформ предстоит открыть до конца 2016 года. К этому времени в общественном движении «Архнадзор» надеются добиться переименования некоторых станций. В частности, в организации готовят обращение в мэрию с просьбой заменить название станции «Зорге» на «Военное поле». В «Архнадзоре» также критически отозвались о решении переименовать историческое название местности и станции «Черкизово» в «Локомотив».
«Вполне соответствующий своему месту в городе «Севастопольский проспект» стал «Крымской» — несмотря на то, что Крымские мост и площадь находятся совсем в другом месте, а с точки зрения современной политики Севастополь и Крым — равнозначные понятия», — добавляет координатор движения Юрий Егоров.
Впрочем, не соответствующие истории районов названия станций — далеко не единственная претензия экспертов и пассажиров, хотя надо отметить, что МЦК — чуть ли не первый проект мэрии, вызвавший положительную реакцию практически у всех. «Проект позитивный, но его можно было сделать еще лучше, если какие-то моменты были бы продуманы лучше», — говорит председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.
Эксперт делит проблемы МЦК на две категории: решаемые легко и сложно. Проблемы первой категории вместе с путями решения будут представлены руководству метрополитена до конца недели. К ним, в частности, относится несовершенная система навигации.
«Единственная подземная станция МЦК — «Площадь Гагарина» — имеет не один вход, как на всех станциях метро, а два отдельных, и пассажир, входя в один из них, не знает, в какую сторону уедет его поезд.
Или, например, станция МЦК «Автозаводская», учитывая ее соседство с одноименной станцией метро, будет очень востребована и нагружена. Но единственный выход с платформы интегрировали в надземный крытый переход, появившийся ранее при строительстве Третьего транспортного кольца. Он настолько узкий, что там могут пройти только два человека: по одному в каждую сторону. Все это надо исправлять, иначе будет давка», — рассказывает он.
Эксперты перечислили другие моменты, исправить которые предложат руководству метро. В частности, на станциях «Площадь Гагарина», интегрированной с «Ленинским проспектом», «Кутузовская» и «Владыкино» имеет смысл демонтировать часть турникетов. Сейчас там они стоят в два ряда: на выход с МЦК и на вход в метро. Но раз перевозчик один и билеты используются одни и те же, то нужды в лишних барьерах, тормозящих пассажиров, нет.
После того как будут устранены самые элементарные недочеты, московским властям надо будет задуматься о лучшей интеграции двух транспортных систем. Например, соединить Павелецкое направление пригородных поездов и платформу «Верхние котлы», а также построить новую станцию метро на Таганско-Краснопресненской линии между «Волгоградским проспектом» и «Текстильщиками» с пересадкой на МЦК. «Это неизбежно, она там просится, к тому же эта радиальная линия метро самая напряженная и в то же время она меньше всего соединена с Московским центральным кольцом», — резюмировал Янков.