Пресненский суд Москвы в пятницу рассматривал вопрос об аресте одного из самых незаурядных обвиняемых в истории российского правосудия. На скамье подсудимых оказался Арам Петросян — человек, захвативший отделение Citibank в Москве. Сделал он это не ради денег, а для того чтобы привлечь внимание к проблеме обанкротившихся бизнесменов. Вместо оружия у него был лишь муляж взрывного устройства с солью внутри.
Ареста пожилого мужчины журналисты ждали с раннего утра, едва лишь открылся суд.
Самого Петросяна доставили почти вовремя, а вот следователя и материалы уголовного дела пришлось ждать еще пару часов.
Когда все формальности наконец были улажены, суд приступил к рассмотрению дела. Процедурой руководила федеральный судья Тереза Жребец. Коротко она зачитала обвиняемому его права, спросила, нуждается ли он в переводчике, и предоставила возможность следователю зачитать по существу ходатайство об аресте.
«Петросян обвиняется в совершении тяжкого преступления, за которое Уголовным кодексом предусмотрена ответственность в виде лишения свободы сроком до десяти лет. Находясь на свободе, он может скрыться от следствия и суда и иным образом воспрепятствовать производству по своему делу», — оттараторил работник Следственного комитета России уже стандартные для подобных случаев формулировки.
Прокурор, присутствовавший в зале, полностью поддержал следователя. Далее слово предоставили самому Петросяну, который полностью признал свою вину.
«Я буду сотрудничать со следствием. Я не преступник, никогда не нарушал закон. Какой же я преступник, если я пошел захватывать банк, чтобы быть услышанным. Мне нужен был резонанс. Я когда захватил банк, отпустил его работников, когда женщина мне сказала, что беременная, я ее сразу отпустил.
Я пришел туда за идею. У меня не было радикальных требований», — говорил Петросян дрожащим голосом.
В его словах и поведении чувствовалась неуверенность. Адвокат обвиняемого Станислав Мальцев просил судью учесть глубокое и искреннее раскаяние Петросяна в содеянном и избрать ему меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей, например — домашний арест. После этого судья ушла для принятия решения по делу. Оно было написано за рекордные, по меркам российского правосудия, 30 минут. Жребец полностью согласилась с доводами следствия и прокурора и отправила Петросяна в СИЗО до 24 октября.
Напомним, 24 августа вечером в отделение Citibank на Большой Никитской улице в центре Москвы зашел мужчина, на шее которого была закреплена коробка с проводами. Он утверждал, что это бомба, и угрожал посетителям и работникам банка взорвать себя. В этот момент в помещении учреждения находились четыре человека. На место происшествия прибыли министр внутренних дел России Владимир Колокольцев и начальник полиции Москвы Анатолий Якунин. Также к банку прибыли бойцы спецназа СОБР и сотрудники ФСБ. В захваченное здание вошел переговорщик.
В ходе переговоров злоумышленник отпустил трех заложников и сдался полиции. Выяснилось, что предмет, который все приняли за взрывное устройство, был всего лишь муляжом с солью внутри.
Одним из заложников, который находился в захваченном банке в центре Москвы, был заместитель главного редактора ТАСС Глеб Брянский.
«Захватчик выглядел не как жестокий преступник, а как отчаявшийся человек. Он очень нервничал, постоянно извинялся, много курил», — сказал Брянский журналистам. Вскоре следователи выяснили, что захватчиком оказался 55-летний предприниматель Арам Петросян, у которого возникли проблемы с бизнесом.
«Четыре года назад у него возникли проблемы с бизнесом, и он залез в долги», — сказал представителям СМИ источник в правоохранительных органах. С тех пор Петросян регулярно направляет в органы государственной власти инициативы по поддержке предпринимателей, уточнил он.
«По всей видимости, не получив никакого ответа, Петросян решил обратить на себя внимание, совершив нападение на банк», — пояснил источник.
Накануне захвата Петросян разместил на видеохостинге YouTube видеоролик, в котором предупредил, что «пойдет на резкое, резонансное нарушение Уголовного кодекса». Это видео называлось «Банкротство — это болезнь».
«24 августа 2016 года я буду идти на мерзкое и резонансное нарушение Уголовного кодекса. Резонанс будет огромный не только по России, поверьте мне. Почему я иду на этот шаг? Потому что другого пути уже не осталось донести до вас, до широкой огласки, что есть огромная проблема в России. Речь идет о банкротстве юридических и физических лиц. Мне терять уже нечего. Все, что было, я уже потерял», — заявил в своем обращении Петросян.
В частности, в своей речи правонарушитель высказал два требования: назвать на федеральном уровне банкротство физических и юридических лиц болезнью и создать новый институт, который бы занимался этими проблемами.
Примечательно, что в сентябре 2011 года аналогичное видео с обращением к Путину со схожими лозунгами и призывами было опубликовано на странице Петросяна в социальной сети «ВКонтакте».
По данным российских СМИ, Арам Петросян должен денег своим бывшим партнерам по бизнесу, а также женщине, которая раньше работала в полиции. Оказалось, что его фирма «ООО «Можайское экспериментально-механическое предприятие» не функционирует уже более полутора лет. По словам сотрудников соседствующей с ООО «МЭМП-уголь» организации, Петросян уже давно не появляется в Можайске, поскольку «кругом должен».
Также еще одна женщина дала захватчику банка 150 тыс. рублей на развитие бизнеса, однако деньги он ей так до сих пор и не вернул.