Московская окружная железная дорога была создана в 1908 году, в основном для обслуживания промышленных предприятий города. В 2000-х годах, когда потребность в грузовых перевозках по железнодорожному кольцу резко снизилась, было решено переоборудовать его для транспортировки пассажиров. Правительство Москвы и ОАО «РЖД» создали компанию «Московская кольцевая железная дорога», которая занялась строительством пересадочных узлов и других объектов будущей пассажирской дороги.
— В Московском центральном кольце участвуют несколько крупных структур, поэтому возможна путаница. Чем занимается конкретно ваша организация и какое отношение к МЦК имеет, скажем, метро?
— Все обязанности четко распределены. Наша компания, АО «Московская кольцевая железная дорога» (АО «МКЖД»), занимается строительством и вводом в эксплуатацию транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). ТПУ нужны, чтобы перераспределять пассажиропоток между разными видами транспорта: железнодорожным, подземным и наземным. Благодаря этим пересадочным узлам пассажиры, например, смогут добраться от электрички нового кольца до поезда метро по принципу «сухие ноги», то есть по пути, защищенному от дождя и снега. Мы также строим терминалы, надземные переходы, занимаемся благоустройством территорий, прилегающих к ТПУ. Одним словом, все то, что видят пассажиры и чем будут пользоваться горожане, — это наша зона ответственности.
РЖД отвечает за «начинку» МЦК — строительство и реконструкцию железнодорожного пути. А метрополитен должен интегрировать существующие станции подземки со станциями железнодорожного пути, состыковать выходы из железнодорожных платформ с вестибюлями и входами в метро.
— Вашу компанию сейчас курирует департамент транспорта или департамент строительства?
— Мы строим, и курирующим департаментом является департамент строительства города Москвы.
— Все станции кольца будут соединены с метро?
— Уже сейчас построено несколько станций с непосредственной интеграцией с метрополитеном: «Международная», «Владыкино», «Черкизово».
Планируется создание еще нескольких интегрированных с метрополитеном станций, например «Шелепиха» и «Окружная». Каждая из 31 построенной станции кольца свяжет железную дорогу с наземным транспортом и/или метрополитеном. Из них 17 станций будут с пересадками на 11 веток метро. На 10 станциях будет пересадка на девять радиальных направлений железной дороги.
— Сколько будет стоить одна поездка по МЦК?
— Стоимость билетов для поездки по железнодорожному кольцу будет единой. Тарифы будут соответствовать действующим ценам метрополитена («Единый», «Тройка», «90 минут»). Пассажиры с МЦК смогут пересесть на метро по тому же билету, и наоборот, в течение 90 минут. Покупать дополнительно ничего не нужно.
— Большинство станций строятся в бывших промзонах. Что произойдет с этими районами после того, как будет запущено движение поездов?
— Идея проекта состоит в том числе и в том, чтобы дать отдаленным районам комфортный и быстрый транспорт. Поэтому станции, расположенные в промзонах, будут находиться в шаговой доступности от домов жителей этих районов, что с точки зрения пассажира удобно. На заброшенных сейчас территориях промзон предполагается размещение ряда объектов социальной инфраструктуры. Это объекты торговли и сервиса, административно-делового назначения, учреждения образования, культуры и здравоохранения, физкультуры и спорта, а также социальной защиты населения, коммунальные объекты. Здесь также важным моментом является строительство жилых и бизнес-комплексов на прилегающих к ТПУ территориях. Безусловно, это позволит привлечь инвесторов и улучшить существующие сегодня бывшие промзоны. Короче говоря, бывшие зоны промышленности постепенно получают новую жизнь, и проект кольцевой железной дороги в этом играет важную роль.
— Буквально на днях стало известно, что 15 станций будут переименованы. Почему? И кто вообще принимает решение о смене названия?
— Предварительные варианты названий станций уже можно увидеть на новых картах метрополитена и в поездах пригородного сообщения. Все переименования регламентируются постановлением правительства Москвы. При этом в выборе названий для станции должно учитываться мнение и жителей Москвы, будущих пассажиров. Есть разные возможности проявить инициативу — и публичные слушания, и проект «Активный гражданин». Например, после опроса в системе электронных голосований решено было присвоить платформе в Войковском районе название «Балтийская», которое отражало бы историю этого района. Есть и идея ФК «Локомотив» и РЖД присвоить станции «Черкизово» символику и название этого футбольного клуба. Болельщики ведь тоже горожане, и среди горожан есть болельщики.
— Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, на некоторые ТПУ какое-то время не удавалось найти инвесторов. На какой стадии все находится сейчас?
— По части ТПУ инвесторов найти удалось. Например, определен инвестор на развитие прилегающей территории к ТПУ «Ботанический сад» — ООО «ДК «Пионер». Сумма инвестиций составила 1,14 млрд руб. По ТПУ «Новохохловская», «Новопесчаная», «Владыкино», «Открытое шоссе», «Сити», «Варшавское шоссе», «Николаевская», «Ярославская» проведена независимая экспертная оценка, согласованная с департаментом экономической политики и развития города Москвы. На данный момент проходят переговоры по привлечению инвестиций на развитие прилегающей территории ТПУ «Владыкино».
Инвесторов привлекает планируемая доходность (она составит около 20%) и короткий срок окупаемости — от трех до пяти лет. Инвесторы также понимают, что на территории проекта существуют площади под коммерческую застройку. Мы говорим о 690 тыс. кв. м на территории Москвы.
По расчетам, 12 млрд руб. — это те деньги, которые можно получить от реализации земельных участков.
На построенных здесь объектах инфраструктуры будут создаваться рабочие места, паркинги, офисные и жилые помещения, апарт-отели, точки торговли и сервиса. Кроме того, мы полагаем, что основой для привлечения инвесторов в данный проект станет и ежегодно увеличивающийся пассажиропоток. Он составит от 75 млн человек при запуске и около 300 млн человек в последующие годы.
— Говорили, что есть интерес со стороны арабских инвесторов...
— Зарубежные компании действительно интересуются. Но на самом деле на российском рынке достаточно заинтересованных компаний и лиц для инвестирования в данные проекты.
— Сколько всего ушло денег на МЦК? Как вы считаете, оно окупится?
— В части нашей работы это сумма в 25,2 млрд руб. по адресной инвестиционной программе, которая утверждена правительством Москвы. Эти деньги выделены АО «МКЖД» в рамках реализации проекта «Реконструкции МК МЖД» на проектирование и строительство транспортно-пересадочных узлов. Ни один объект социального значения не имеет первоочередной задачи по окупаемости, поскольку цель — обеспечение безопасности и комфорта горожан. Это справедливо и для метрополитена, и для пригородных пассажирских перевозок. Но в проекте кольцевой железной дороги, безусловно, есть потенциал развития коммерческой привлекательности объектов для реализации и развития прилегающих территорий транспортно-пересадочных узлов.
— Повлияло ли как-то на работу по МЦК изменение структуры акционеров в АО «МКЖД»?
— Структура акционеров действительно поменялась. В конце 2015 года АО «РЖД» вышло из состава акционеров компании АО «МКЖД». Полным пакетом на сегодняшний день владеет правительство Москвы. Но это не повлияло на эффективность работы. Кто следит за проектом, тот знает, что он существует несколько лет, и большая часть времени ушла на решение вопросов, связанных с утверждением и согласованием проекта планировки территорий.
Одной из частей проекта планировки территорий является проведение публичных слушаний с участием населения, проживающего в близлежащих районах. Например, на «Войковской» публичные слушания проходили неоднократно. Значительная часть времени по проекту также была посвящена решению земельно-правовых отношений, связанных с реорганизацией территории. Кроме того, проводилось согласование проектных решений со всеми заинтересованными сторонами. Это целый комплекс работ, в котором задействованы десятки и сотни специалистов. Этот этап не виден пассажирам и широкой общественности, но предшествует началу движения по новому транспортному пути.
Нам удалось ускорить процесс строительства ТПУ, и сейчас вся проектная документация по узлам, находящимся в нашей зоне ответственности, получила положительное заключение государственной экспертизы. Все вопросы, связанные с согласованием, находятся на завершающей стадии. Мы на финишной прямой. После того как строительство будет завершено, мы должны ввести в эксплуатацию другие объекты, которые необходимы перевозчикам для безопасной и комфортной транспортировки пассажиров.
Запуск дороги ожидают в сентябре, но не секрет, что введены будут не все объекты.
— Что осталось доделать и чего не хватает?
— Важно понимать, что это технически сложный и не имеющий аналогов объект. После того как закончатся основные строительные работы, связанные с реконструкцией пути МЦК, было предложено дополнительно изменить текущую транспортную инфраструктуру, чтобы улучшить взаимосвязь МЦК, подземного и наземного видов транспорта.
Запуск кольца — это не просто начало движения, поскольку цели проекта шире. Работы после окончательного строительства и запуска движения в сентябре будут продолжены. Начнется этап реализации так называемой второй очереди строительства, реализация проекта будет продолжена в 2017–2020 годах. Этот этап подразумевает создание коммерческой застройки прилегающих территорий, интеграцию с радиальными направлениями железнодорожной инфраструктуры, с новыми строящимися станциями метрополитена. Данный проект является одним из крупнейших в Европе. Состоится одновременный ввод железнодорожного сообщения в центре мегаполиса с 31 пересадочным узлом. Это событие.