Россияне переходят все границы

Россияне стали чаще уезжать из страны

Shutterstock
Людей, решивших переехать из России на постоянное жительство в другие страны, ежегодно становится все больше. Но количество уезжающих, по официальным данным, увеличивается медленно. Эксперты объясняют это тем, что многие люди уезжают из России навсегда, но при этом не выписываются из своих квартир и не снимаются с миграционного учета. Кроме того, в последнее время стало больше «эмигрантов-показушников», которые начинают хлопотать об отъезде, но так и не решаются переехать.

Число граждан России, постоянно проживающих за рубежом, стабильно растет.

Как сообщили «Газете.Ru» в МИДе, на 31 декабря 2015 года на учете в российских консульских учреждениях за границей состояло чуть больше 2,024 млн человек. При этом по состоянию на декабрь 2011 года таких граждан насчитывалось чуть более 1,9 млн человек.

В МИДе говорят, что постановка на консульский учет является исключительно добровольной процедурой, которая не зависит от сроков и целей пребывания российского гражданина в иностранном государстве, а потому эти цифры отражают картину миграции граждан за рубеж не в полной мере.

Если смотреть на то, сколько россиян отказались от гражданства в последнее время, то динамика выглядит еще менее внушительной. «В 2011 году прекратили гражданство страны шесть человек, в 2012-м — три человека, в 2013-м — 12 человек, в 2014-м — 13, на следующий год — 15 человек, за шесть месяцев 2016 года из российского гражданства вышли 14 человек», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе МВД, в чье ведение перешли полномочия Федеральной миграционной службы после ликвидации структуры.

Впрочем, отказываться от гражданства эмигрантам совсем не обязательно, если законодательство новой страны предусматривает двойное гражданство. Однако, по данным МВД, число людей, уведомивших российские власти о наличии у них второго гражданства, уменьшается. «Уведомления о наличии у граждан России гражданства иного государства или иного документа на право постоянного проживания за границей в 2014 году были приняты у 815 тыс. россиян, в 2015-м — у 285,6 тыс. человек, а за шесть месяцев 2016 года — у 53,5 тыс. человек», — сказали в Министерстве внутренних дел. Отметим, что снижение числа уведомивших о двойном гражданстве россиян не означает, что их действительно стало меньше.

Директор Центра миграционной политики Ольга Чудиновских считает, что цифры российской статистики не отражают динамику эмиграции из России в полной мере. «В последние несколько лет образовалась такая тенденция, что люди, которые по факту уезжают на постоянное жительство в другие страны, не снимаются с миграционного учета и не продают квартиры. А наши данные как раз основаны на снятии с регистрационного учета или выходе из гражданства», — сказала она. По ее словам, цифры Росстата, по которым в 2015 году Россию покинули около 400 тыс. человек, тоже не отображают истинную картину происходящего.

«Подавляющее большинство этих людей — это те, у кого закончился срок временной регистрации. И только около 15% — это те, кто решил сменить страну проживания. За более точной картиной следовало бы обратиться в те государства, куда наши соотечественники переезжают. Но это непросто, так как ни в одной из этих стран поток мигрантов из России не является основным и они сосредоточены на учете людей из стран, откуда к ним приезжают больше всего», — сказала Чудиновских.

Российские ведомства и министерства уделяют крайне мало внимания в своих учетах тем людям, которые уезжают из России, и именно поэтому их точное число посчитать непросто, соглашается заведующий кафедрой демографии Высшей школы современных социальных наук МГУ Владимир Ионцев. При этом эксперт подчеркивает, что тенденция на рост числа эмигрантов действительно есть. «У нас практически никто не занимается людьми, которые уезжают, нет целенаправленной политики по отношению к ним», — утверждает Ионцев. По его словам, госорганы больше сосредоточили силы на тех, кто приезжает к нам.

«Соответственно, у нас нет точной статистики тех, кто уехал, и того, кто из них к какой категории относится. Ведь не все уезжают на постоянное жительство — кто-то уезжает работать или учиться, — говорит эксперт. — Тенденция на увеличение числа уехавших наметилась с 2013 года, в 2015-м она продолжилась. За прошлый год от нас уехали порядка 300 тыс. человек, а в среднем ежегодно нашу страну покидают 120–150 тыс. человек».

Рост числа эмигрантов может быть связан с экономическим кризисом и с бегством капитала. «Значительный процент среди тех, кто в итоге покинул нашу страну навсегда, составляют те, кто изначально не планировал этого делать. Они приехали сначала на время, но потом нашли работу или женились либо вышли замуж и решили остаться в новой стране. Это произошло из-за того, что они ощущают себя ненужными тому государству, откуда уехали», — отметил специалист.

«Большинство уехавших покинули Россию в надежде, что у нас изменится ситуация — политическая, экономическая и так далее. Но вернутся они в будущем или нет, покажет время», — говорит Чудновских.

По ее словам, активнее всего россияне едут в США, Израиль, Германию, некоторые страны Западной Европы. В последние годы к ним добавились некоторые восточноевропейские государства, которые вступили в ЕС, в том числе прибалтийские.

Влад Матушевский, сотрудник компании GoodWin (оказывает юридическую помощь россиянам, желающим переехать в ЕС), утверждает, что число желающих уехать на ПМЖ растет год от года, однако не все эти люди искренне хотят покинуть Россию.

«Анализ успешности эмиграции затруднен тем, что результат (получение гражданства) становится известен через десять лет. Еще есть проблема в расчете «отозвавших свое гражданство россиян» со стороны России. По нашим данным, за 2014 год только по Словакии получили убежище (именно убежище) и отказались от гражданства 14 россиян. Может быть, это их и учитывает МВД? Или, вероятно, дело в том, что протокол смены гражданства включает в себя уничтожение паспорта по месту выдачи и не фиксируется официальными источниками? Тут мы можем только предполагать, как и гадать о числе реально поменявших гражданство, но я уверен, что счет идет даже не на сотни, а на сотни тысяч человек», — рассказал Матушевский.

По его данным, количество запросов на начало процедуры оформления вида на жительство растет год от года на 20–25%. Но число тех, кто дошел до финала, то есть в итоге переехал, гораздо ниже, и оно практически не меняется с годами. Разницу составляет так называемый социальный эффект. Это значит, человек собирается, узнает пути для эмиграции, требования разных стран, разные способы, сравнивает, проводит переговоры с юристами и вообще ведет себя крайне активно. Но его целью является сам процесс.

Он понимает, что не сможет решиться на переезд, но при этом он хочет чувствовать себя значимым и уже пользуется уважением у друзей, он уже обсуждает, кому и как поможет, когда переедет.

Он говорит себе и семье: «Потерпите, вы же видите: мы собираемся, вот только я еще не нашел, как и где нам будет лучше. Ждите, хорошая жизнь будет скоро, а сегодня отстаньте», и это вечное ожидание завтра его устраивает, говорит Матушевский.

По словам эксперта, число таких «социальных эмигрантов» значительно больше, чем эмигрантов реальных. «Я даже завел тетрадь самых нелепых отказов. Например, кто-то говорит, что у него внезапно заболела собака и ее надо долечить, а кто-то — что решил повременить с переездом, так как у него оплачен на год вперед детский садик. Болезни тещи, соседки, мамы с папой и вообще родственников изобилуют так же, как и заявления об отсрочке, связанной с необходимостью заработать больше денег. Причем все условия переезда они знали заранее, а причина отказа декларируется именно тогда, когда нужно совершать конкретные действия, а отговорки закончились». Матушевский добавил, что переезд на постоянное жительство в другую страну — это очень серьезный шаг, однако не все это понимают.