За парту — в кубанке

Во всех школах Краснодарского края появятся казачьи классы

Андрей Кошик (Краснодарский край)
Валерий Матыцин/ТАСС
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев на совете атаманов Кубанского казачьего войска заявил, что с 1 сентября этого года во всех школах региона появятся казачьи классы. Сегодня в крае действуют 1770 казачьих классов, в которых учат основам православия, истории казачества и балачке — народной смеси украинского и русского языков, на которой до сих пор говорят в станицах. В Кубанском войске уверены, что эта программа не противоречит традициям проживающих в регионе других народов.

Во всех кубанских классах с 2006 года есть обязательный региональный курс «кубановедение», изучающий историю Краснодарского края, и предмет «основы православной культуры». Именно эти предметы станут основой учебной программы казачьих классов, сообщила «Газете.Ru» министр образования Краснодарского края Татьяна Синюгина.

«В Краснодарском крае действуют 1770 казачьих классов, помимо них есть казачьи школы, казачьи училища, казачество тесно взаимодействует с вузами. В 17 муниципалитетах казачьи классы есть в каждой школе, — рассказала министр. — Чем казачий класс отличается от обычного? Прежде всего, преподаванием истории и культуры казачества, основ православия. Ведь, как известно, казак без веры — не казак».

В учебнике кубановедения для второго класса учеников просят перевести на современный русский фразы «Побань рукы и седай вэчерять», «Лягай спочивать».

Так звучит балачка — смесь украинского и русского языков, на которой гутарили кубанские и черноморские казаки и на которой до сих пор в станицах говорят потомки переселившихся сюда в конце XVIII века запорожцев. Помимо казачьей истории Кубани, начавшейся более 200 лет назад, в рамках регионального курса подробно изучают и предшествующие эпохи. Например, параллельно с историей Древнего мира пятиклассники узнают об античном прошлом родного края.

По словам министра, педагогические кадры для решения поставленной губернатором Вениамином Кондратьевым задачи — открытия казачьих классов в каждой школе — это учителя кубановедения и основ православной культуры. Упор сделают и на более тесную работу с Кубанским войском.

«Перед ребятами обязательно должен быть позитивный пример. Воспитывать их нужно не на теории, а на реальных, живущих рядом казаках, — продолжает Синюгина. — На совете атаманов вопрос о казачьих классах стал самым обсуждаемым после земельного вопроса, само казачество активно и искренне включается в работу со школами. Несмотря на жаркую пору подготовки к учебному году, в ближайшее время проведем встречи с участием районных атаманов и начальников управлений образования, выслушаем их мнение по поводу того, как развивать и увеличивать казачьи классы, что уже реально сделано и какие есть возможности для роста. Я бы не стала говорить о конкретных цифрах, но уверена — к 1 сентября в каждом районе вырастет число казачьих классов».

Каждый ученик казачьего класса носит регламентированную форму: черные китель и брюки (или юбка для девочек), белую рубашку и черный берет, галстук. На левый рукав кителя нашивается шеврон Кубанского казачьего войска.

Как правило, самый торжественный день для казачьих классов — прием в казачата, на котором они произносят присягу: «Я, казак родной Кубани, обещаю свято, не щадя жизни своей, оберегать и защищать интересы казачества и Кубанского края (именно Кубанского, а не Краснодарского края. — «Газета.Ru»). Крепить единство Кубанского казачьего войска, слушаться старших, добросовестно овладевать знаниями, чтобы стать надежной сменой славным кубанским казакам — моим дедам и прадедам (отцы в клятве не упоминаются. — «Газета.Ru»). Клянусь с честью нести звание кубанского казака и быть верным сыном великой моей Родины — России».

В варианте для девочки не щадить жизни уже не требуется, ее предназначение — «хранить традиции казачьей семьи, сохранять домашний очаг, продолжать род кубанского казачества».

По мнению заместителя атамана Кубанского казачьего войска Константина Перенижко, создание казачьих классов в каждой школе не вызовет непонимания у других родителей, тем более что обычные классы сохраняются. «Как сказал губернатор на совете войска, дети с семи лет должны знать историю предков, знать, что они казаки. Без участия казачьих обществ в воспитании молодого поколения этого не получится.

Наша задача — обеспечить все учебные заведения казаками-наставниками. Это очень непросто, потому что нужно выявлять способных и умеющих работать с детьми казаков, но это задача абсолютно выполнимая, — рассказал он «Газете.Ru». — Губернатор подчеркнул, что традиции должны соответствовать духу и времени. Казачий уклад — это не садиться на коня и махать шашкой, это базовые вещи: уважение к старшим, защита младших, трудолюбие, умение постоять за себя. Перечисленные ценности не противоречат и даже во многом соприкасаются с традициями других народов Северного Кавказа, поэтому не думаю, что для черкесов, армян или греков обучение им неприемлемо».

Старший научный сотрудник ГБНТУ КК «Кубанский казачий хор», кандидат исторических наук Игорь Васильев позитивно оценил массовое создание казачьих классов. «До революции практически в каждой станице были казачьи школы. Так в просторечии называли училища министерства просвещения, где обучались, в основном, казаки. Одновременно были и церковноприходские школы, где с иногородних, то есть с детей, чьи родители не принадлежали к сословию войсковых казаков, брали более умеренную плату. Здания казачьих школ возводили куда основательнее, фундаментальнее, многие из них сохранились до сегодняшнего дня, а в некоторых расположены действующие школы, — рассказал Васильев. — Создание казачьих классов в кубанских школах, безусловно, благое начинание. Но для этого необходим и штат специально подготовленных педагогов. Поэтому желателен специальный центр по повышению квалификации учителей именно для казачьих классов. Где преподавали бы специалисты как по истории и культуре казачества, так и по военной подготовке, сельскому хозяйству».

Сейчас, судя по программам современных казачьих классов, единства среди педагогического сообщества в том, чему учить школьников, нет. Например, в описании «передового педагогического опыта» одного из преподавателей из Динского района

в разделе «Казачьи забавы» указаны эстонская игра «Тетушка из Таллина», киргизская игра «Аркан-Тартыш», таджикская игра «Сафед-Чубак»

и другие увеселения народов бывшего СССР, имеющие к казачеству весьма далекое отношение. Так что, несмотря на десятилетнюю историю существования, казачьи классы еще проживают этап становления.