Сергей Головкин, убивший за период с 1986 по 1992 год 11 мальчиков в Москве, был приговорен судом к высшей мере наказания 19 октября 1994 года. В августе 1996 года смертный приговор был приведен в исполнение: преступника расстреляли. Это стало последней казнью в России. Всего же только за период с 1961 по 1984 год и только в РСФСР было вынесено 13 611 смертных приговоров. Для России за период с 1992 по 1999 год, когда Конституционный суд наложил мораторий для судов на такие приговоры, 894 человека были приговорены к исключительной мере наказания. При этом
с 1992 по 1996 год 163 приговоренных человека были расстреляны.
Точной статистики по ошибочным приговорам в СССР и России нет, но, например, известно, что за убийство, совершенное Андреем Чикатило, был расстрелян другой человек — Александр Кравченко. Возможность ошибки при вынесении и исполнении такого приговора стала одним из весомых аргументов для моратория на казнь.
В 1996 году Россия вступила в Совет Европы, в связи с чем должна была в течение года подписать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, в том числе и протокол №6, отменяющий смертную казнь в мирное время. 16 мая 1996 года президент России Борис Ельцин подписал указ о поэтапном сокращении применения смертной казни. Был установлен фактически мораторий на смертную казнь, но в Уголовном кодексе этот вид наказания до сих пор имеется. Хотя Конституционный суд сначала в 1999 году наложил мораторий, а в 2009 году окончательно запретил выносить судам смертные приговоры.
Сейчас Уголовный кодекс РФ предусматривает смертную казнь как один из видов наказания за следующие преступления: убийство с отягчающими обстоятельствами, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, геноцид. Однако все эти статьи предусматривают альтернативные наказания — от восьми лет лишения свободы до пожизненного заключения.
Отметим, что в послесталинские времена и до введения моратория на смертную казнь она не применялась к женщинам, а также к мужчинам, совершившим преступления до того, как им исполнилось 18 лет, либо после того, как им исполнилось 65 лет. Тем не менее в советское время были казнены три женщины: Антонина Макарова, казненная в 1979 году «за участие в массовых расстрелах мирных жителей и партизан в период Великой Отечественной войны», Берта Бородкина, расстрелянная в 1983 году за спекуляцию в особо крупных размерах и хищение государственного имущества в особо крупных размерах, и Тамара Иванютина.
Последняя была казнена в 1987 году за отравление девятерых человек, в том числе двоих шестиклассников.
К снятию моратория на смертную казнь в России за последние два десятка лет возвращались неоднократно. Так, в марте 2015 года Госдума рассмотрела и отклонила законопроект Романа Худякова (ЛДПР), предлагавшего ввести смертную казнь не только за терроризм, но еще и за склонение к употреблению наркотиков, если это привело к смерти двух и более лиц. С требованием вернуть смертную казнь регулярно выступает лидер ЛДПР Владимир Жириновский, аналогичный пункт прописан в партийной программе. В ноябре 2015 года, после крушения российского самолета в Египте, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов потребовал расстреливать за терроризм, при этом он предлагал разрешить спецслужбам исполнять приговор и за пределами страны. В мае 2016 года призыв вернуть смертную казнь звучал в Госдуме при обсуждении усиления ответственности за терроризм и экстремизм. Помимо снятия моратория на смертную казнь в качестве эффективных мер также называлась конфискация имущества у обвиняемых в совершении этих преступлений.
Что касается отношения россиян к смертной казни, то, согласно социологическим опросам разных лет, число сторонников этой меры наказания постоянно снижается. Респонденты, считающие казнь приемлемой, говорят, что она допустима по отношению к террористам, убийцам и педофилам. При этом в 2001 году за снятие моратория высказывалось 80% участников опроса фонда «Общественное мнение», а спустя 15 лет, в 2014 году — уже только 63%.
По мнению адвоката Алексея Бинецкого, сейчас в России казнь как мера наказания неэффективна. «Система суда и следствия, к сожалению, оставляет гораздо больше возможностей для судебной ошибки, чем это было при СССР. Более того, из-за коррумпированности наших судов введение казни может превратиться в сведение личных счетов, — сказал он «Газете.Ru». — В свете этого применение казни сегодня, даже при наличии, казалось бы, достоверных и подтвержденных судом доказательств, все равно сохраняет возможность ошибки. Население РФ уменьшилось почти втрое по сравнению с СССР, территория нашей страны громадная, а затраты на осужденных пожизненно невелики, учитывая их незначительное количество от общего числа осужденных людей.
Считаю, что для России введение казни в текущих условиях стало бы большой ошибкой».
В то же время для определенных стран мира казнь является одним из используемых наказаний. В частности, это страны Юго-Восточной Азии и США (казни нет лишь в 19 штатах из 50). «Западные устойчивые демократии традиционно не любят менять свою судебную систему и систему наказания. В тех штатах Америки, где казнь сохранилась, она приводится в исполнения спустя очень продолжительное время, — продолжает Бинецкий. — В тех штатах, где она есть, и за те преступления, за которые предусмотрена, она является серьезным сдерживающим фактором. Особенно это касается нападений на госслужащих, полицейских, а также убийств первой категории».
Расстрел как исключительная мера наказания до сих пор существует и в Китае. Впрочем, и эта страна движется в том же направлении, что и другие ведущие державы, рассказал «Газете.Ru» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ломанов. «Практика массовых расстрелов, которые показываются по телевизору в прямом эфире, уже давно прекращена. Никаких публичных казней не происходит уже десятилетия. Ранее это было связано с социально-политической ситуацией, казнили шпионов и так называемых «врагов народной власти». Отмечу, что налицо гуманизация исполнения, насколько это возможно. Сама казнь не должна вызывать страданий. Для приговоренных к казни за коррупцию и экономические преступления предусмотрена серьезная отсрочка исполнения, чтобы у человека был стимул сознаться и сотрудничать со следствием. Если он формально получит высшую меру, то по прошествии 10–15 лет он с высокой долей вероятности выйдет по амнистии или условно-досрочно», — сообщил эксперт.
Сейчас в КНР идет ужесточение борьбы с коррупцией, коррупционеров стали ловить и приговаривать к смерти гораздо больше, чем 10 лет назад, добавил Ломанов. «Но приговор не означает немедленного его исполнения, поскольку казнь уже не несет функции устрашения, а, кроме того, Си Цзиньпин не хочет создавать лишнюю панику в элите, — пояснил эксперт. — Безоговорочно расстреливают за преступления, связанные с терроризмом, особенно если теракт с большим числом жертв. Казнят и за контрабанду наркотиков, хотя в некоторых случаях адвокатам и осужденным также удается добиться отсрочки. Но пока ни китайские суды, ни китайское общество не готовы пойти на европейское толкование принципа наказания и считать: что бы человек ни сделал, его нельзя лишать жизни».
При этом отмена смертной казни или наложение на этот вид наказания моратория вовсе не означают, что ее нельзя вернуть. По данным международной организации Amnesty International,
с 1985 года свыше 50 государств отменили смертную казнь, и четыре страны, ранее отказавшиеся от смертной казни, ее вернули.
Это Непал (там казнь потом отменили повторно), Филиппины, Гамбия и Папуа — Новая Гвинея.
О том, что от моратория на казнь планируется отказаться, говорили в Пакистане в прошлом году, после серии терактов. А после неудавшегося военного переворота в 2016 году о готовности вернуть казнь «по просьбе народа» заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Страна отменила казнь в 2004 году для соответствия нормам вступления в Евросоюз, а в исполнение эта мера наказания не приводилась с 1984 года. В то же время председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявлял, что ЕС немедленно примет решение о приостановке переговоров с Турцией по ее присоединению к Евросоюзу, если Анкара вернет смертную казнь. Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу называл вопрос введения подобного наказания «очень серьезным» и говорил, что действовать в данном случае «под влиянием момента» нежелательно.