После гибели детей, отдыхавших в лагере «Сямозеро» в Карелии, власти регионов организовали масштабную проверку учреждений летнего отдыха несовершеннолетних. «Только в Карелии было проверено семь подобных учреждений, при этом МЧС входило в состав межведомственной комиссии по контролю лагерей», — рассказали «Газете.Ru» в местном отделении МЧС. Там отметили, что по итогам проверок в регионе ни один лагерь пока не закрыт, хотя проверочные мероприятия продолжаются.
«Пока завершился только первый этап проверок в регионе, мы выявили ряд различных нарушений, которые, впрочем, не требуют радикальных решений. Мы продолжим мониторить ситуацию, связанную с безопасностью учреждений детского отдыха, и общие итоги, вероятно, подведем после летнего сезона», — отметили в свою очередь в прокуратуре Карелии.
В ходе проверок, в частности, была приостановлена деятельность лагеря «Золото Белого моря» прямо во время очередной смены детей. Напомним, по версии следствия, там выявились «многочисленные грубейшие нарушения санитарно-эпидемиологических норм». В прокуратуре сообщили, что с детьми в возрасте 10–13 лет проводились тренировочные заезды на самодельных деревянных несертифицированных лодках без моторов, в том числе и при волнении в 3–4 балла.
Имели место факты искусственного переворачивания и затопления лодок, выпрыгивания детей с лодок в холодную воду в шторм на значительном удалении от берега
с целью дальнейшего моделирования операций по их спасению, отмечает прокуратура. По данным ведомства, дети не обеспечивались спасательными жилетами и защитными шлемами, а маршруты передвижения не согласовывались со спасательными службами. При выходе в море специальные спасательные суда детей не страховали. В ходе проверки также были выявлены многочисленные нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии. На острове отсутствует устойчивая телефонная связь, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации затруднит оказание своевременной помощи по спасению и эвакуации детей.
Возбуждено уголовное дело, а детей из лагеря эвакуировали и отправили в Москву по месту жительства. «Теперь вопрос о том, продолжит или нет это учреждение свою работу, решит суд. Пока же его деятельность приостановлена», — сказали в прокуратуре.
Между тем родители подростков, которые проводили лето в «Золоте Белого моря», написали открытое письмо на имя главы Следственного комитета Александра Бастрыкина (есть в распоряжении «Газеты.Ru») с просьбой «прекратить преследовать в уголовном порядке вожатых лагеря Дмитрия Орлова и Максима Митрофанова, а также оставить в покое сам лагерь». О реакции главного следователя на это обращение пока неизвестно.
Проверки проходят и в лагерях других регионов. Так, недавно в результате комплексной проверки МЧС администрации региона была приостановлена работа лагеря на территории Кандалакшинского заповедника «Лувеньга», который занимает часть Карельской республики и часть Мурманской области.
«В конце июня к нам прибыли сотрудники прокуратуры и пожарного надзора МЧС Мурманской области. Дело в том, что в апреле 2015 года появились обновленные правила безопасности, по которым нельзя размещать в мансарде детей в деревянном здании. Кроме того, требуется наличие не менее двух эвакуационных выходов, а у нас только один», — сказала «Газете.Ru» представитель руководства лагеря Ольга Вейсблюм. По ее словам,
из-за этого пришлось отказать в проведении практики ученикам московской школы №192. В последние два года старшеклассники этого образовательного заведения проводили в «Лувеньге» научно-исследовательские экспедиции.
Их школа специализируется на углубленном изучении биологии.
«У нас был вариант сократить группу и все-таки провести практику с учениками, но на это не согласилось уже руководство 192-й школы. Поэтому пришлось им отказать и заняться вплотную устранением недостатков, которые обнаружили проверяющие. Надеемся, что к следующему лету мы их устраним и снова будем принимать у себя группу из 192-й школы и группы из других вузов и школ. Мы делаем это уже много лет», — сказала Вейсблюм.
В свою очередь сотрудники школы №192 говорят, что после трагедии в Карелии чиновники начинают перестраховываться, из-за чего под нож попадают изначально безопасные проекты. «Как это (трагедия на Сямозере. — «Газета.Ru») касается нашей экспедиции? С одной стороны вроде никак — мы не плаваем на лодках, не совершаем дальних маршрутов. Много занимаемся в лаборатории, тихо и вдумчиво отбираем пробы и ставим эксперименты на литорали возле кордона. Нашим детям и баловаться-то некогда, за что их, кстати, очень ценят сотрудники заповедника — здесь ведь нужно с особой тщательностью следить за своим поведением, чтобы даже нечаянно не навредить зверям и птицам. Все документы, которые необходимо оформлять для поездки, включая уведомление в Роспотребнадзор, в порядке. Однако,
с точки зрения чиновников, которым вменено «дуть на воду, обжегшись на молоке», любое мероприятие с детьми — источник ужасной опасности»,
— написала на своей странице в Facebook одна из организаторов практики для школьников — Елена Краснова.
Из-за схожих причин оказалось невозможно завершить экспедицию и в населенный пункт Молдино Тверской области, куда в течение 23 лет ездили учащиеся гимназии №1543 на практику. Правда, комиссия с проверкой приехала только в конце июня, когда практика у биологических классов уже заканчивалась. О судьбе других экспедиций и практик представители гимназии рассказать не смогли.
Председатель комиссии Общественной палаты России по развитию науки и образования Любовь Духанина считает, что проверки условий в лагерях необходимо было проводить намного раньше. «Эвакуация детей уже после начала отдыха нужна только в том случае, если их жизни и здоровью угрожает реальная опасность. Причины, по которым в лагерях нашлось множество нарушений, лежат исключительно в финансовой сфере. Подготовка к летнему сезону требует значительных затрат. И на них реально нужно идти, а не пытаться сэкономить на том или ином аспекте. Иногда бывает и так, что у лагеря просто нет достаточно денег. Надо проанализировать стоимость путевки в то или иное учреждение детского отдыха, и если выяснится, что она вполне объективна и тем не менее не покрывает всех расходов, то надо рассмотреть вопрос о дотации государства лагерям», — заявила она «Газете.Ru».
Начальник летней биологической практики Московского физико-технического института (МФТИ) Мария Летарова считает, что в ближайшее время детские экспедиции останутся в подвешенном состоянии. «Что касается всех этих внезапных проверок, то я не знаю, чем именно они вызваны: непосредственно смертью детей в Карелии или посадками чиновников (как известно, задержаны глава карельского Роспотребнадзора и руководитель местного МЧС). Чиновники привыкли, что они стоят несколько выше обычных граждан, а тут их стали привлекать к уголовной ответственности. В тюрьму никто не хочет, вот руководители ведомств и перестраховываются», — рассуждает Летарова.
По ее словам, сейчас существует множество различных норм и предписаний, в соответствии с которыми необходимо организовывать деятельность детских лагерей и подобных заведений, но там не прописаны многие понятия.
«Не указано четко, что такое «детский лагерь», что такое «поход» и чем он отличается от «транспортировки». Отсюда возникает такая ситуация, когда закрыть можно практически любой лагерь,
и все чиновники и проверяющие прекрасно об этом знают», — сказала сотрудница МФТИ «Газете.Ru».
Она также подчеркнула, что еще одной проблемой является низкая квалификация самих членов той или иной комиссии или инспекции. «Не все из них ходили в свое время в походы и представляют, что это такое. И получается, что «Золото Белого моря» может не соответствовать формальным требованиям, но при этом там с безопасностью может быть все хорошо, а «Сямозеро» может им соответствовать, но по факту там были проблемы», — отмечает Летарова. По ее словам, гибель детей в Карелии произошла по двум причинам: из-за неправильной организации работы лагеря и неправильной организации спасательных работ, когда сотрудники «Сямозера» слишком поздно обратились в МЧС. «Сейчас необходимо, во-первых, перестать пугать сотрудников лагерей. Чтобы в случае чего они не боялись обратиться за помощью к тем же госорганам, чтобы они сотрудничали с чиновниками. Кроме того, необходимо разработать и принять нормативные документы, где бы четко были указаны базовые понятия, связанные с работой лагерей», — заключила Летарова.