Как минимум пять человек, связанных с ЛГБТ («Международное общественное движение ЛГБТ» признано экстремистским и запрещено на территории РФ)-сообществом, сообщили американским СМИ, что Омар Матин был известен им как завсегдатай бара Pulse и пользователь приложений для гей-знакомств. В интервью Orlando Sentinel один из опрошенных людей рассказал, что видел Матина в клубе еще три года назад.
«Иногда он просто садился в углу и пил в одиночестве. Бывало так, что он сильно напивался и начинал вести себя громко и воинственно», — поведал посетитель клуба Тай Смит.
По его словам, в такие моменты Омар заводил разговоры о его отце, матери и ребенке.
Еще один представитель местного ЛГБТ-сообщества, Кевин Уэст, рассказал The Los Angeles Times, что он переписывался с Матином через приложение Jack'd (согласно описанию в iTunes Store, им пользуются более 5 млн геев). Лицом к лицу они не встречались до того самого вечера, когда произошла трагедия. Их встреча случилась за час до того, как Омар открыл огонь по посетителям клуба: «Он прошел мимо меня. Я сказал ему: «Хей», он обернулся и ответил: «Хей», кивнув головой. Я видел по его глазам, что с ним что-то не так».
Пользователь еще одного подобного приложения Grindr Корд Седеньо сообщил MSNBC, что ему также приходилось вступать в переписку с Омаром, однако разговор их был недолгим: «Его сообщения были очень мерзкими, я его сразу же заблокировал». Друзья Седеньо видели Матина еще в одном приложении, Adam4Adam, о чем посчитали необходимым сообщить в ФБР.
Бывший охранник Pulse рассказала телеканалу ABC, что в прошлом ей приходилось вышвыривать Омара из клуба. Еще один посетитель заведения сообщил The Canadian Press, что однажды Матин вытащил нож и начал угрожать им собеседнику после того, как тот отпустил шутку на религиозную тему. Кроме того, в интервью The Palm Beach Post бывший одноклассник Омара рассказал, что в старшей школе тот позвал его на свидание. Мужчина, который пожелал сохранить анонимность, выразил уверенность в том, что Матин был геем:
«Вместе мы посетили несколько гей-баров, но я отказался встречаться с ним, так как в то время сам еще до конца не осознал себя геем».
По словам отца убийцы, его сын ранее проявлял агрессию по отношению к гомосексуалистам. «Он пришел в настоящую ярость, когда несколько месяцев назад в Майами увидел целующихся мужчин. Подобные вещи расстраивали его», — сказал отец Омара. Бывшая жена убийцы Ситора Юсуфий ранее сообщила, что он был склонен к насилию, психически нестабилен и неоднократно ее бил. Однако на вопрос CNN о том, был ли он геем, женщина не смогла дать однозначного ответа: «Я не знаю, был ли он гомосексуалистом. Но его высказывания по поводу гомосексуализма были весьма резкими».
По версии доктора социологических наук, заведующей сектором социологии семьи Института социологии РАН Татьяны Гурко, причиной такого поведения убийцы мог стать тот факт, что он не сумел вписаться ни в религиозную общину, ни в местное ЛГБТ-комьюнити. «Он не смог ассимилироваться, найти свою нишу в обществе. Он не афганец, но и не американец, хоть и был мигрантом второго поколения. Он не смог найти себе здоровое сообщество мусульман, где была бы своя система ценностей», — уверена Татьяна Гурко.
Известно, что стрелок был последователем радикально настроенного имама Абу Табаха (Маркуса Дуэйна Робертсона), который в своих проповедях призывал убивать геев.
Вероятно, на эту основу наложилась фрустрация, связанная с его половой жизнью. «Думаю, что он мог относиться к группе «колеблющихся» — людей, которые запутались в своей идентичности. Полазив по различным сайтам, человек вдруг обнаруживает в себе то, о чем не подозревал. И начинает задавать вопросы: «Может быть, я гей? Как я могу соотнести это с тем, что я мусульманин?» — рассуждает Гурко — От человека, который находился в подобном перманентном состоянии когнитивного диссонанса, расхождения между половой и этнической идентичностью, вполне можно ожидать того, что произошло в гей-клубе Орландо».
Взять в руки автомат и убивать людей Матина могло побудить желание восстать против сложившейся ситуации. «Почему удар был направлен против «своих»? Видимо, ему захотелось совершить некий акт протеста против его собственной внутренней неустроенности. «Им можно, а мне нельзя?», «Мне нельзя, но хочется попробовать», «Почему они веселятся, а я должен это терпеть?» — такие мысли рождают в человеке протест», — считает социолог. Версию о том, что Седдик был мусульманином-гомофобом, который пошел убивать гомосексуалистов по религиозным мотивам, Татьяна Александровна называет несостоятельной: «Если это было так, то зачем он ходил туда? Присматривался к геям, чтобы потом с ними расправиться?
Думаю, он сам склонялся к гомосексуализму, что вновь подтверждает версию о колеблющейся идентичности убийцы».
Трагический инцидент в гей-клубе Орландо, ставший самым громким происшествием за всю историю массовых убийств в США, произошел в ночь на воскресенье, 12 июня. Омар Матин пришел в гей-клуб с автоматической винтовкой AR-15 (гражданский аналог М16) и пистолетом. После начала стрельбы очевидцы вызвали полицию, которая перекрыла весь район. Полицейские вступили в перестрелку со злоумышленником, который оказал упорное сопротивление. В итоге злоумышленник был застрелен правоохранителями.
Его жертвами стали 50 человек, самому младшему из которых — гею по имени Омар Капо — было всего 20 лет.
Те, кто знал Капо лично — от родных и близких друзей до бывших коллег по работе и учителей, — называли его «лучиком солнца», заботливым и приятным в общении человеком.
Самой «возрастной» жертвой стрелка оказался 50-летний Фрэнки Джимми ДеХесус Веласкес — работник магазина Forever 21 пуэрториканского происхождения. Его родные оставили несколько прощальных постов, в одном из которых вина за произошедшее была возложена на волну ненависти, захлестнувшую Америку, а также «террористов, гринго и Трампа».
Однако наибольшую известность среди жертв стрелка получил Эдди Джастис — молодой человек, спрятавшийся в туалете клуба и писавший оттуда сообщения своей матери, пока Омар Матин не пришел и не застрелил его.