После начала реконструкции Тверской улицы в Москве археологи нашли большое количество предметов старины, которые относятся к разным эпохам. В частности, специалисты обнаружили фрагмент белокаменной арки, ограду стены Страстного монастыря, остатки деревянной мостовой, фрагменты керамических сосудов того же периода и уникальный инструмент фальшивомонетчика времен царя Алексея Михайловича.
«Последние несколько недель позволили получить интереснейшие сведения об археологическом прошлом улицы Тверской. Нами были зафиксированы деревянные мостовые, ряд из них несет следы пожара 30-х годов XVIII века, есть и более ранние участки. Среди интереснейших находок, обнаруженных при исследовании мостовой, есть инструмент фальшивомонетчика», — пояснил заместитель генерального директора «Археологических изысканий в строительстве» Владимир Беркович.
С так называемого маточника делали оттиск на штемпеле, а уже со штемпеля оттиск переносили на сами монеты.
«Мы знали об этих инструментах из уголовных дел XVII века, но никогда и никто их не видел воочию, это уникальнейшая находка»,
— добавил Владимир Беркович. Как пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе Москомнаследия, среди обнаруженного в ходе раскопок есть также предметы, относящиеся к началу XX века. «Сейчас идет составление полного перечня всего найденного при реконструкции Тверской улицы. После этого с ним можно будет ознакомить общественность», — отметили в департаменте.
Однако представители общественного объединения «Архнадзор» считают, что археологические раскопки ведутся с серьезными нарушениями, которые могут привести к гибели памятников истории. «На фотографиях видно, что работы ведутся с помощью техники, в результате повреждаются памятники архитектурной археологии, которые находятся под землей и о которых известно. Согласно Федеральному закону 73-ФЗ, порядок ведения этих работ должен быть совершенно иным. Должны быть опубликованы разделы проекта реконструкции, которые посвящены сохранению памятников археологии. Однако мы этого не видим», — сказал «Газете.Ru» один из лидеров «Архнадзора» Рустам Рахматуллин.
По словам Рахматуллина, одним из основных нарушений является применение в ходе археологических раскопок экскаваторов и иной строительной техники. «В этой ситуации археологи проводят свою работу фактически в авральном порядке. И я сомневаюсь, что они успевают просеять культурный слой, который выносится из мест раскопок ковшами экскаваторов», — сказал он. В данном случае
не строители приходят на место работ, когда археологи уже закончили свои изыскания, а, наоборот, они пытаются успеть за строителями, чтобы спасти хоть какие-то памятники,
добавил он. «Власти Москвы делают хорошую мину при плохой игре. И археология, которую мы видим, называется спасательной. Она в данном случае — часть строительного бюджета и является дополнением к работам, проводимым с другой целью, то есть к работам по реконструкции улицы и перекладке ее коммуникаций. Мы настаиваем, чтобы было наоборот: чтобы здесь велась академическая археология со своим бюджетом и с принципиально иной целью — обнаружения и сохранения памятников истории. Пока же, извините за выражение, там «рулит» ЖКХ», — подчеркнул градозащитник.
«Архнадзор» просит прокуратуру проверить реконструкцию Тверской площади на предмет соответствия ряду законов. С точки зрения градозащитников, то, как она проводится, содержит признаки ст. 243 УК России (умышленное уничтожение или повреждение объектов культурного наследия). «Мы разместили подобную информацию на нашем сайте и просим ее считать обращением в надзорное ведомство, но также в ближайшее время подадим заявление в прокуратуру по всей форме», — сказал Рахматуллин.
Главный археолог Москвы Леонид Кондрашев подчеркнул в разговоре с «Газетой.Ru», что работы ведутся в соответствии со всеми правилами. «Работы по проектированию велись более полугода. Просто
этап подготовки к работам был скрыт от глаз общественности, оттого многим кажется, что сначала началась стройка и только потом, когда строители на что-то наткнулись, прибегают археологи.
Но это не так: археологи работали параллельно со строителями и во взаимодействии с ними. И дело в том, что асфальт и бетон проще вскрыть отбойным молотком, а вот вглубь культурного слоя копают уже археологи со всеми необходимыми инструментами», — сказал Кондрашев.
По словам Кондрашева, многие из объектов истории были найдены до начала строительных работ, еще в мае, но об этом не сообщали общественности, так как не были еще проведены все исследования, которые позволяли бы утверждать принадлежность находок к той или иной эпохе. «Я хочу подчеркнуть, что о многих находках в ходе этой реконструкции те же представители «Архнадзора» узнали от археологов. А значит, они там работают и все происходит как надо», — сказал Кондрашев.
Заслуженный архитектор России Зоя Харитонова призвала отнестись к обнаруженным древностям со всем вниманием. «Действительно, экскаваторами раскопки не проводят. Действия рабочих без контроля археологов могут привести к гибели остатков церкви Дмитрия Солунского, Страстного монастыря, который когда-то был на месте Пушкинской площади, а также остатков стены и ворот Белого города», — сказала она.
В то же время редактор проекта «Прогулки по Москве» москвовед Александр Усольцев считает, что говорить об уничтожении уникальных памятников археологии не стоит. «Я был при этих археологических работах. Градозащитники все немножко преувеличивают. То, что раскопали сейчас в начале Тверской улицы, то есть
старые подвалы, — это ординарная застройка конца XIX века. Она и в 1930-е годы, когда все это снесли, не представляла особой археологической ценности,
и сейчас сомневаюсь, что представляет. Что касается стены Белого города, то она была полностью снесена еще во времена Екатерины II. То ,что нашли при раскопках, — это остатки некоего сооружения из белого камня, которые, возможно, являются фрагментом Белого города. Но надо провести химический анализ, чтобы это утверждать», — сказал он «Газете.Ru».
По словам эксперта, сейчас организаторы реконструкции Тверской улицы оказались как бы между двух огней. «С одной стороны, на них давят представители историко-культурного сообщества. С другой — обычные люди, которые хотят ездить по Тверской на машине. И если работы будут вестись без всякого срока, годами, то будет много недовольных уже тем, что реконструкция затянулась. Ведь перекрытие Тверской влечет за собой пробки по всему городу, — отметил Усольцев. — Конечно, я обеими руками за то, чтобы раскопки на Тверской велись без всякого срока и в соответствии со всеми правилами. Но в большом городе мы вынуждены идти на определенные компромиссы между археологией и удобством горожан».
Московские власти утверждают, что озабочены проблемой сохранения памятников истории не меньше градозащитников. Они планируют законсервировать часть мостовой и фрагменты древних зданий, чтобы москвичи и гости столицы могли ознакомиться с находками археологов. Для этого прямо на тротуаре предполагается сделать стеклянную витринную экспозицию. «Многие находки будут переданы в музейные фонды России, в основном в московские музеи. А вот
руинированные объекты мы планируем законсервировать. Это очень сложно, так как они быстро портятся под влиянием осадков и грунтовых вод.
Буквально 8 июня пройдет заседание с участием членов проекта «Моя улица», где будут выдвинуты предложения по поводу того, как это сделать технически», — сказал «Газете.Ru» главный архитектор Москвы Кондрашев.
Отметим, что это не первый случай обнаружения древностей в Москве. Так, остатки стены Белого города были обнаружены при строительных работах и на Хохловской площади. Мэрия весной 2016 года решала, как поступить с находкой: засыпать землей или сделать археологический парк-амфитеатр. В итоге буквально на днях решено было превратить руины в музей под открытым небом.
В ноябре 2015 года при раскопках на месте бывшей гостиницы «Россия», где появится парк «Зарядье», обнаружены десятки таможенных пломб времен наследников Дмитрия Донского, а также фрагменты восточной керамики, монеты, украшения, нательные кресты, иконы, фрагменты одежды, ключи и множество других артефактов, в том числе четвертая в Москве берестяная грамота. Как сообщал руководитель раскопок Леонид Беляев, заведующий отделом археологии Московской Руси ИА РАН, особенно много находок — более 300 — относится ко второй половине XIV и XV веков. «Это «темные века» московской археологии, до сих пор у нас было очень мало материала, относящегося к этой эпохе», — заявлял тогда Беляев. А в августе 2015 года в районе Большой Ордынки специалисты обнаружили более тысячи медных копеек, отчеканенных вручную. Такие деньги ходили в эпоху царя Алексея Михайловича, который правил государством в середине XVII века.