Мэрия сделает остановку по требованию

Как Москва проводит реформу наземного городского общественного транспорта

Евгений Самарин/РИА «Новости»
Московский дептранс изучает обращения горожан, связанные с сокращением или изменением движения маршруток и автобусов коммерческих перевозчиков, которые были запущены в рамках новой модели городского общественного транспорта. В транспортном ведомстве «Газете.Ru» сказали, что внимательно следят за работой каждого маршрута и при необходимости договариваются о выпуске на линии дополнительных автобусов. Кроме того, с учетом обращений граждан может меняться трасса некоторых маршрутов. Между тем часть пассажиров жалуется на то, что в результате реформы общественный транспорт стал ходить реже.

С мая 2016 года московские частные перевозчики начали работать по новой схеме. Например, стали принимать к оплате обычные городские проездные (раньше в Москве все расчеты за проезд проводились исключительно наличными деньгами). При этом к их транспорту предъявляются такие же требования, как и к обычным автобусам с троллейбусами, если не жестче. Так, город имеет право штрафовать перевозчика, если он приехал на остановку с существенным опозданием или, например, не пустил пассажиров льготных категорий бесплатно. Все эти нововведения — часть реформы наземного городского транспорта, которая должна сформировать единые и понятные правила перевозок для всех участников рынка.

За выполнение новых требований перевозчики получают оплату своеобразной «программы минимум» из городского бюджета — так называемой транспортной работы. Она составляет 70% от прибыли, и еще 30% доходов зависит от количества перевезенных пассажиров. «Благодаря такому подходу у перевозчиков появится возможность сконцентрироваться на качестве услуг. У компаний не будет необходимости до предела набивать транспорт, перевозить людей в плохих условиях и нарушать ПДД, чтобы заработать больше», — сообщила «Газете.Ru» пресс-секретарь ГКУ «Организатор перевозок» Евгения Вдовиченко.

В ходе так называемой оптимизации коммерческого транспорта выяснилось, что ряд маршруток дублируют друг друга.

По словам Вдовиченко, на одном направлении могли работать до десяти транспортных компаний. В итоге решено было следовать принципу «один перевозчик на маршрут» — автобусы и маршрутки, которые город посчитал лишними и которые не соответствовали новым требованиям, сократили. Однако на ряде направлений это вызвало возмущение горожан.

«Реформа дошла до знакомой многим маршрутки №311 (Телецентр — Преображенка — Семеновская), и это ад. Вместо обычных 10 минут я и еще человек 15 ждали ее 40 минут. И это в вечерний час пик! Люди на остановке говорили, что утром было то же самое! В итоге я так инновационного бобика не дождалась и поехала домой с пересадкой на супермедленном троллейбусе, а потом трамвае. Шесть километров за час двадцать вместо обычного получаса», — рассказывает москвичка Алина Репина.

Впрочем, и в самой мэрии признались, что на первых порах в работе частных перевозчиков могут возникать некоторые проблемы и шероховатости. «Мы понимаем, что любая система требует корректировки и отладки, поэтому если обнаружится, что транспорт перегружен или не справляется, то мы увеличим количество автобусов на маршруте. Государственный контракт допускает заключение с перевозчиками дополнительных соглашений, если это требуется», — сказала Евгения Вдовиченко.

Именно так была решена проблема на популярном маршруте №714 (Рижский вокзал — Улица Павла Корчагина) в Северо-Восточном округе, рассказали «Газете.Ru» в дептрансе.

Там люди начали жаловаться, что вместо больших и часто курсирующих автобусов «Мосгортранса» на линию вышел частный перевозчик с машинами меньшей вместимости и существенно увеличенными интервалами движения. В результате пассажирам приходилось подолгу стоять на остановках, а сами автобусы уходили на маршрут переполненными, чего не было раньше. Однако после переговоров представителей дептранса с перевозчиком проблема была решена — на маршруты добавили автобусов, за счет чего интервал ожидания в часы пик удалось сократить до минимума, заверил представитель ведомства.

По словам Евгении Вдовиченко, все уникальные маршруты, для которых нет альтернатив, в Москве сохраняются, причем там значительно увеличивается провозная способность. Вдовиченко подчеркнула, что на время нововведений маршруты частных перевозчиков, которые работают по старой системе, будут сохранены, «чтобы не допустить ухудшения транспортной доступности».

Старший научный сотрудник Центра экономики транспорта НИУ ВШЭ Екатерина Решетова считает, что сама по себе реформа маршруток оправданна. «Потребителю все равно, на чем ехать, он садится в тот транспорт, который приходит первым. Важно сделать единой стоимость проезда, важно, чтобы транспорт приходил вовремя и был безопасным. Это, собственно, и есть высокое качество перевозок», — отметила она.

По мнению эксперта, чтобы избежать конфликтных ситуаций, необходимо, чтобы чиновники, ответственные за циркуляцию транспорта, проводили встречи с жителями тех или иных районов и слышали их мнение.

«Кроме того, потребности москвичей и их мнение относительно работы общественного транспорта можно доносить до властей через специальные сайты. В каждом районе Москвы также необходимо проводить исследования транспортной ситуации, чтобы понять, сколько маршрутов там необходимо пускать, с какой периодичностью и какой вместительности должно быть то или иное транспортное средство», — добавила Решетова.

Считается, что первые маршрутки появились в США. Там начиная с 1910-х годов стало больше транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания, и в некоторых городах они потеснили трамвай в сфере городских перевозок. На улицах с трамвайным движением появились частные автомобили, дублирующие наиболее выгодные участки трамвайных маршрутов.

В СССР маршрутные такси появились в 1930-х годах в Москве. Легковые автомобили ЗИС-101, позже ЗИС-110 курсировали между важнейшими площадями столицы, вокзалами и крупными выставками, парками, отвозили пассажиров на спортивные матчи. Так, в 1939 году доставкой посетителей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки наряду с многочисленными трамваями, троллейбусами и автобусами занимались 120 автомобилей маршрутного такси.

После распада Советского Союза условия существования общественного транспорта резко изменились. Значительно возросло число пассажиров, которые ездят «зайцами». Это привело к резкому сокращению доходов транспортных предприятий. Денег на городской транспорт не было во многих муниципалитетах. В результате маршрутки появились и в тех городах, где их ранее не было. Особенно возросла роль маршруток в некоторых бывших советских республиках, где они в какой-то момент оказались единственным транспортным средством. Такая ситуация сложилась, например, во многих городах на востоке Украины.

В некоторых постсоветских государствах отмена маршруток привела к осложнению транспортной ситуации. Например, в 2014 году мэрия Вильнюса полностью отменила маршрутные такси. При этом новых маршрутов автобусов пущено не было. Единственным выходом для многих жителей литовской столицы и ее пригородов стало приобретение личного автомобиля, пускай и сильно подержанного.