Пассажирский самолет А320 авиакомпании EgyptAir, вероятнее всего, был уничтожен в результате теракта. Об этом заявил министр гражданской авиации Египта Шериф Фатхи.
«Предположительно (я говорю «предположительно», так как не хочу спекуляций), речь идет о каком-то происшествии на борту, о теракте. Это более вероятно, чем отказ техники», — сказал чиновник, слова которого приводят мировые агентства.
Тем временем, как пишет Le Figaro, французская прокуратура начала расследование в связи с крушением лайнера, а в парижском аэропорту имени Шарля де Голля идут проверки на предмет соблюдения требований безопасности.
О теракте как о возможной причине гибели воздушного судна заявил и директор ФСБ России Александр Бортников. «К большому сожалению, сегодня произошел еще один инцидент с самолетом египетских авиалиний. По всей видимости, это террористический акт», — отметил Бортников, призвав все страны приложить максимум сил, чтобы найти виновных в случившемся. Высказался по этому поводу и кандидат в президенты США Дональд Трамп. «Это выглядит как еще одна атака террористов», — написал политик в своем твиттере.
Первые сообщения об инциденте с самолетом EgyptAir, следовавшим из Парижа в Каир, появились 19 мая рано утром. Как передает «Би-би-си», воздушное судно покинуло Париж накануне вечером, в 21.09 по местному времени (22.09 мск) и взяло курс на Египет. Туда лайнер должен был прилететь в 3.00 по местному времени (4.00 мск). Однако внезапно самолет пропал с радаров диспетчеров. Это произошло в тот момент, когда А320 находился в 16 км от египетской территории и покидал греческое воздушное пространство. Через некоторое время стало ясно, что самолет рухнул в море. О том, что самолет не просто пропал, а потерпел крушение, заявили несколько официальных лиц, в том числе президент Франции Франсуа Олланд.
К розыску обломков лайнера сразу же подключились поисково-спасательные службы Египта и Греции, а вскоре к ним присоединились и французские коллеги. Довольно быстро обломки лайнера были обнаружены.
«Египетский военный самолет С130 засек части воздушного судна на поверхности океана к югу от острова Крит. Туда будут высланы суда для дальнейшего поиска обломков А320», — говорится в сообщении минобороны Греции, которое приводит газета Le Figaro.
Сообщается, что на борту находились 66 человек, в том числе граждане Франции, Великобритании, Бельгии, Ирака, Кувейта, Судана, Чада, Португалии, Алжира и Саудовской Аравии. Национальная принадлежность одного из пассажиров пока не установлена. Известно также, что помимо пассажиров и членов экипажа на самолете летели трое сотрудников египетских служб безопасности. По имеющимся в СМИ данным, россиян среди тех, кто летел на этом А320, не было.
Как сообщает служба гражданской авиации Греции, пилот A320 во время последнего разговора с диспетчерами был весел и благодарил их по-гречески. Никаких сигналов о нештатной ситуации с лайнером он не упомянул.
О теракте как о наиболее вероятной причине крушения лайнера заявили и несколько экспертов в области гражданских самолетов. «Командир корабля по всем международным авиационным правилам обязан доложить на землю, если в полете появились какие-то факторы, создающие угрозу безопасности полета. Такого доклада от командира не последовало. Это говорит нам о том, что на борту произошло нечто мгновенное, катастрофически быстрое», — рассказал «Газете.Ru» бывший замминистра Гражданской авиации СССР заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.
По его словам, произойти подобное могло из-за мгновенного отказа механических или электронных элементов оборудования.
«Кроме того, самолет мог рухнуть из-за опасных метеоявлений, возникших на его пути, например если он влетел в зону мощной грозовой облачности, что вызвало сильную турбулентность. И наконец, третий вариант — внешнее вмешательство. Сюда входят и попадание боевой ракеты, и уничтожение А320 боевым самолетом, и теракт, произошедший на его борту», — сказал Смирнов.
Бывший директор бюро по расследованию и анализу происшествий в гражданской авиации Жан-Поль Троде усомнился в том, что крушение самолета могло быть вызвано отказом техники. «Внезапно возникшая техническая проблема, пожар на борту или выход из строя двигателя обычно не ведут к моментальному падению самолета, и у экипажа в таких случаях остается время среагировать», — заявил он радиостанции Europe1.
Впрочем, пока ни одна террористическая группировка не взяла на себя ответственность за уничтожение А320. Специалисты теперь ищут «черные ящики», и, по словам Смирнова, даже если они лежат на дне Средиземного моря, их вполне реально обнаружить.
«У тех же французов есть опыт извлечения бортовых самописцев с глубины 4 км.
Это произошло, когда их лайнер компании Air France упал посередине Атлантического океана. Тем не менее они нашли эти ящики, достали их и расшифровали. Здесь глубина меньше, так что, я думаю, шансы их достать весьма велики. Тем более что современные самописцы подают специальный сигнал с помощью особых маячков, которые будут работать до тех пор, пока не сядут их аккумуляторы. А это произойдет еще не скоро», — сказал эксперт.
Свои соболезнования в связи с катастрофой А320 выразили лидеры нескольких государств, в том числе президент России Владимир Путин. Его пресс-секретарь Дмитрий Песков добавил, что пока неизвестно, как катастрофа египетского самолета отобразится на возобновлении рейсов из России в Египет. А вот первый зампред комитета Государственной думы по транспорту депутат от «Справедливой России» Михаил Брячак заявил, что возобновление авиасообщения с Египтом может быть отложено.
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе сказала «Газете.Ru», что до выяснения точных причин произошедшего говорить о влиянии катастрофы самолета EgyptAir на возобновление полетов в Египет еще рано.
«Маловероятно, что это происшествие с самолетом испугает российских туристов. Территориально это не связано напрямую с египетской территорией: самолет-то летел из Парижа в Каир», — сказала она.
По словам Ломидзе, россияне, напротив, несмотря ни на что ждут новостей об открытии египетского направления.
«Об этом говорит и отчет наших аналитиков, которые исследовали запросы людей в поисковиках. В течение апреля Египет настолько часто фигурировал в этих запросах, что вошел в десятку самых запрашиваемых направлений. Среди них не оказалось Турции — с ней все ясно. А Египтом активно интересуются и ждут развития событий. Пока ездят на российские курорты или в Тунис, хотя и в этой стране не все однозначно с безопасностью», — сказала исполнительный директор АТОР.
Крушение самолета EgyptAir 19 мая стало десятой катастрофой с момента ввода Airbus А320 в эксплуатацию. Предыдущая трагедия случилась 31 октября 2015 года: российский пассажирский лайнер Airbus A320 авиакомпании «Когалымавиа», следовавший по маршруту Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург, разбился в 100 км от Эль-Ариша в Египте. Погибли 217 пассажиров и семь членов экипажа. Причина крушения — теракт на борту судна.