Человеческий Фактор
Всем известна фирма декоративной косметики Max Factor. Ее создатель — Максимилиан Абрамович Факторович, американский бизнесмен, выходец из Российской империи. Родился Факторович в 1872 году на территории современной Польши в многодетной семье.
В семь лет он впервые познакомился с миром театра: продавал в фойе апельсины и леденцы. Уже через год Факторович становится помощником фармацевта, а в девять лет — подмастерьем изготовителя париков и косметолога. Набравшись опыта, в 13 лет он пошел в ученики к берлинскому парикмахеру, а в 14 лет перебрался в Москву.
Там будущий создатель косметической империи поступил на службу в Большой театр в качестве помощника гримера.
Впрочем, накладные ресницы и баночки с белилами ему пришлось временно оставить из-за обязательной службы в Русской армии. После демобилизации в 1895 году Факторович открывает в Рязани свой собственный магазин, где он начинает продавать румяна, кремы, парфюм и парики, в основном все собственного изготовления. Так что первую косметику от Max Factor можно было купить именно в России.
Однажды в Рязани остановилась театральная труппа, и уже через несколько недель продукцию Факторовича знали при императорском дворе. Сам он тем временем серьезно увлекся театральным гримом, переехал в Санкт-Петербург и начал работать в оперном театре. В 1904 году он принял решение эмигрировать из Российской империи. Он прикинулся тяжелобольным (для полноты эффекта загримировав себя так, что врачи ничего не заподозрили) и отправился «на лечение» в Карловы Вары, где встретился с семьей и перебрался в США.
В Америке Максимилиан Факторович быстро сократил свое имя до известного нам Макса Фактора и открыл собственный магазинчик. Поначалу он продавал театральный грим. Но с развитием кинематографа стало ясно, что грим на основе жира, наносящийся для сцены толстым слоем, для кино не подходит: плавится под софитами, мешает мимике и вообще превращает актеров в мумии. Поэтому Фактор начал работать в этом направлении. В 1928 году он представил косметическую линию, разработанную специально для черно-белого кино.
За эту работу, а также за общий вклад в развитие киноискусства Фактор получил премию «Оскар».
Интересные подробности из жизни Максимилиана Факторовича расскажут на двух площадках фестиваля «Московская весна» — «Модная деревня» (у ЦУМа) и «Киногерои» на Кузнецком Мосту. Причем на второй площадке профессиональные визажисты превратят посетительниц в кинодив 40-х годов. Символично, что модный макияж довоенного времени нанесут как раз косметикой Max Factor.
Бери «Шанель», пошли домой
Фрукт — яблоко, птица — курица, поэт — Пушкин, духи — «Шанель №5». Это первые ассоциации, которые приходят на ум большинству людей. Но мало кому известно, что знаменитый аромат был создан человеком, родившимся в Москве. Эрнест Эдуардович Бо родился в 1881 году в семье французского парфюмера. С 17 до 19 лет он работает лаборантом на фабрике по производству мыла, затем два года служит во французской армии, а в 1902 году вернулся в Москву и начал учиться профессии парфюмера на предприятиях фирмы Rallet, где работал его отец.
Через пять лет он стал старшим парфюмером, а в 1912 году создал свой первый успешный аромат: Bouquet de Napoleon, к столетию Бородинской битвы. Кстати, позже его коллеги вспоминали, что Бо был вообще неравнодушен к этому императору: «Иногда, чувствуя, что сумел верно передать то, что искал, и будучи в особенно хорошем настроении,
он принимал победоносный вид и, смеясь, объявлял, что чувствует себя Наполеоном французской парфюмерии».
Еще год — еще аромат, на сей раз названный в честь Екатерины Великой (Bouquet de Catherine) и приуроченный к трехсотлетию династии Романовых. В Первую мировую и в Гражданскую войны Бо находится на военной службе, за что получает несколько наград. Но после окончания войн он узнает, что всю собственность его семьи национализировали, и решает эмигрировать во Францию.
Одна из легенд гласит, что с Коко Шанель Эрнеста Бо познакомил ее любовник, великий князь Дмитрий Павлович. Шанель заказала Бо «искусственный женский аромат, который пахнет Женщиной», подчеркнув, что под «искусственным» ароматом она имеет в виду новый, созданный человеком парфюм.
«Меня спрашивают, как мне удалось создать «Шанель №5»? Во-первых, я создал эти духи в 1920 году, когда вернулся с войны. Часть моей военной кампании прошла в северных странах Европы, за Полярным кругом, во время полуночного солнцестояния, когда озера и реки излучают особую свежесть. Этот характерный запах я сохранил в своей памяти, и после больших усилий и трудов мне удалось воссоздать его, хотя первые альдегиды были неустойчивы», — писал Бо.
Легендарное название духов было выбрано, по словам Бо, так. «Мадемуазель Шанель, имевшая очень модный кутюрный Дом, просила меня создать для нее духи. Я показал ей серии от 1-го до 5-го и от 20-го до 24-го номера. Она выбрала несколько, и среди них №5. «Как назвать эти духи?» — спросил я ее. Мадемуазель Шанель ответила: «Я представляю коллекцию платьев пятого числа пятого месяца, то есть в мае. Значит, и
оставим духам номер, который они носят. Этот 5-й номер принесет им успех».
Сознаюсь, она не ошиблась», — вспоминал парфюмер.
Историю создания знаменитых духов, которые легендарная Мэрилин Монро называла единственной одеждой, в которой она ложится спать, рассказывают на площадке «Модная деревня» у ЦУМа в шале «Библиотека ароматов». Там же можно попасть на мастер-классы по созданию духов, ароматических свечей, пахучего мыла и душистых саше, а также послушать лекции о том, из чего состоят духи, сколько парфюма на себя можно выливать и как подобрать аромат в подарок.
Эффект «Тетриса»
Электронную игру «Тетрис» можно без преувеличения назвать культовой, хотя ее создатель не слишком известен широкой публике. Алексей Пажитнов родился в 1956 году. В Вычислительном центре Академии наук СССР он занимался проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи. «Тетрис» (производное от игры «тетрамино» и «теннис») он разработал в 1984 году.
Изначально игра предназначалась для иллюстрации различных логических процессов, характерных для человеческого разума и логического мышления, а написана была на компьютере «Электроника-60».
Для IBM PC «Тетрис» переписал 16-летний школьник Владимир Герасимов.
«Тетрис» стал быстро набирать популярность сначала в Москве, а в итоге завоевал весь мир. Первая игра из-за «железного занавеса» вышла со слоганом: «From Russia with love» (в варианте «Нинтендо» — «From Russia with fun»). Правда, не обошлось без длительных судебных разбирательств по поводу авторских прав и лицензии на производство. Игра вышла на всех мыслимых и немыслимых приставках и даже стала своеобразным «пасхальным яйцом» на некоторых осциллографах. Ею вдохновлялись при создании составных «тетрис-тарелок» и играли в нее на стенах огромных зданий.
Она даже дала название явлению «эффект Тетриса» (также известен как «синдром Тетриса»). Он может возникать в случаях, когда человек настолько внимательно и долго занимается чем-то, что детали этой деятельности начинают проявляться во сне, мыслях и даже реальной жизни.
Психологами было замечено, что некоторым людям, увлекающимся «Тетрисом», снятся падающие блоки,
и они начинают думать о компактном размещении объектов в реальной жизни (вроде домов и продуктов в супермаркете). Синдром необязательно связан с компьютерными играми: например, программистам могут мерещиться строчки кода, а людей, долгое время находившихся в море, иногда продолжает укачивать и на суше.
Кинетическая фигура «Тетрис» установлена в Новопушкинском сквере. Арт-объект приводится в движение верчением ручки, так что наконец-то игроки смогут сами регулировать скорость падения фигурок.