Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) в четверг, 31 марта, вынес оправдательный приговор лидеру националистической Радикальной партии Сербии (СРС) Воиславу Шешелю. Политик добровольно прибыл в Гаагу в 2003 году и оказался в тюрьме, где пытался в одиночку доказать свою невиновность. За время пребывания в следственном изоляторе он сильно подорвал здоровье: врачи констатировали у него рак толстой кишки, кроме того, у него обнаружено серьезное заболевание сердца, ему пришлось даже установить кардиостимулятор. В 2014 году по состоянию здоровья Шешель был отпущен на свободу до вынесения приговора, политик вернулся в Сербию. Оглашение решения трибунала произошло без него.
Руководитель СРС обвинялся в нарушении законов и обычаев войны, а также в преступлениях против человечности, которые, по версии обвинения, были совершены в ходе гражданской войны в бывшей Югославии в период с 1991 по 1993 год. По версии обвинения, Шешель несет персональную ответственность за насильственное выселение, депортацию, массовые убийства и пытки несербского населения в Хорватии и Боснии и Герцеговине. Также обвинители просили суд признать его виновным в причинении имущественного ущерба хорватам и боснийцам-мусульманам.
«Шешель призывал проводить политику объединения всех сербских земель в государство под названием «Великая Сербия», что и повлекло совершение других преступлений», — отмечалось в обвинительном заключении. Также прокуроры МТБЮ считали политика причастным к военной пропаганде и привлечению добровольцев, воевавших на стороне сербов. Всего текст обвинительного заключения содержал в себе девять пунктов. Обвинение просило приговорить политика к заключению сроком на 28 лет. Сам Шешель просил об оправдательном приговоре.
Согласно тексту приговора суда, который зачитал председательствующий коллегии судей Жен-Клод Антонети,
обвинение не смогло предоставить достаточно доказательств вины Шешеля хотя бы по одному из пунктов.
«Недостаточно улик, указывающих на то, что Шешель был как-либо связан с общественными организациями, занимающимися вербовкой сербских добровольцев, нет также и доказательств того, что сербское воинское формирование «Сербская гвардия» было в какой-то форме подчинено Шешелю», — отмечается в тексте решения судьи. В конце текста приговора говорится, что «Шешель — абсолютно свободный человек».
Сам Шешель уже заявил, что
намерен требовать от МТБЮ €14 млн в качестве компенсации за незаконное уголовное преследование и приобретенные в изоляторе заболевания.
«Тюрьма — это тюрьма. Она не прошла бесследно для моего здоровья. Я старался работать там как мог: много читал и писал. Итогом стало множество написанных от руки авторских текстов, более тысячи. Они стали основой моих научно-исследовательских статей. Надо также подчеркнуть, что условия в Гааге все-таки несколько лучше, чем в югославской тюрьме, где мне тоже доводилось сидеть», — так прокомментировал политик свое пребывание в изоляторе МТБЮ в беседе с «Газетой.Ru».
Нужно отметить, что не вся коллегия судей сочла Шешеля невиновным. Итальянская судья Флавия Латтанци посчитала, что его вина доказана, однако двое других членов коллегии проголосовали за оправдательный приговор. У прокуратуры есть право на обжалование решения, но пока ее представители заявили, что решение о том, воспользоваться ли этим правом или нет, будет принято позднее.
Оправдательный приговор Шешелю стал тем более неожиданным, что совсем недавно МТБЮ приговорил другого видного сербского лидера эпохи гражданской войны в Югославии — Радована Караджича — к 40 годам лишения свободы, признав его виновным по большинству пунктов обвинения.
Кроме того, приговор Шешелю стал всего третьим по счету оправдательным решением Гаагского суда в отношении обвиняемых сербов (всего МТБЮ рассмотрел или рассматривает дела более 70 сербов).
Воислав Шешель когда-то сделал популярным политиком нынешнего президента Сербии Томислава Николича. После отправки лидера СРС в Гаагу именно нынешний сербский глава стал исполняющим обязанности председателя партии. Позже он инициировал раскол в этой структуре, создав Сербскую прогрессивную партию (СПС). «Я абсолютно индифферентно отношусь к приговору Шешелю, у меня в связи с этим нет никаких чувств», — заявил Николич сербскому телеканалу B92.
Председательствующий судья Жан-Клод Антонетти ранее осудил другого видного участника войны в Югославии — будущего хорватского генерала Анте Готовину, который ныне стал едва ли не самым популярным человеком в Хорватии. В 1986 году Антонетти, будучи судьей окружного парижского суда, приговорил хорвата к пяти годам тюрьмы за ограбление ювелирного магазина во французской столице. Готовина после этого вышел на свободу досрочно.
Бывший участник гражданской войны в Югославии и эксперт по Балканскому полуострову Александр Кравченко в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что, вероятнее всего, освобождение Шешеля от уголовной ответственности произошло исключительно по политическим мотивам. «У суда действительно не было доказательной базы. Единственной уликой было то, что Шешель был знаком с некими представителями сербских добровольческих объединений, участвовавших в войне. Так и неясно, кто совершал преступления: те, с кем он был знаком, или другие участники тех же объединений. При этом вообще-то человек 11 лет просидел в тюрьме, когда велось следствие и шло разбирательство», — сказал он.
Тем не менее, подчеркнул Кравченко, МТБЮ и в случае с Караджичем не имел внятных доказательств его вины. По крайней мере, у суда не было документов, подтверждающих причастность Караджича к преступлениям. «В свое время была версия, что в 2003 году премьер-министр Зоран Джинджич убедил Гаагский трибунал взять Шешеля под стражу, чтобы таким образом устранить влиятельного политического конкурента.
Сейчас Джинджич мертв, и причины держать лидера СРС в тюрьме нет»,
— отметил эксперт. Он добавил, что есть сведения и о тайной договоренности между Шешелем и нынешним сербским премьером Александром Вучичем о том, что националист отказывается от резкой критики главы правительства, а взамен тот использует свои возможности для оправдательного приговора.
При этом Кравченко сомневается, что у Шешеля есть серьезные шансы на грядущих в конце апреля 2016 года парламентских выборах. «Это очень успешный политик своего времени, а его Сербская радикальная партия может стать предметом серьезного изучения как истинно народная структура. Но риторика Шешеля была популярна в конце 1990-х. Сейчас что-то случилось с сербским обществом и его лозунги уже не столь привлекательны в сегодняшней Сербии. Кроме того, у Шешеля совершенно нет программы, а страна находится в тяжелой геополитической и экономической ситуации», — отметил эксперт. По словам Кравченко, Шешель также не пользуется своими возможностями объединить националистические и патриотическое силы для участия в выборах.
Впрочем, сам политик настроен гораздо более оптимистично.
В разговоре с «Газетой.Ru» он выразил уверенность в том, что СРС наберет как минимум 20% голосов избирателей.
«Эти выборы станут своего рода референдумом о том, хотят ли сербы войти в Евросоюз или же хотят расширения сотрудничества с Россией. Мы единственная партия в стране, которая последовательно выступала именно за всевозможное улучшение и расширение отношений с Москвой», — заявил Шешель.