Работы по благоустройству Садового кольца предполагается начать в этом мае. Вся программа рассчитана на три года: за 2016-й планируется закончить участок от здания МИДа на Смоленской-Сенной площади до Садово-Триумфального сквера.
Авторы проекта — КБ «Стрелка» — придерживаются концепции «Сто садов — одна аллея», по которой кольцо должно вернуть себе все основания для того, чтобы называться Садовым.
По весне, когда туманы поплывут над Москвой-рекой, на Садовом должны расцветать яблони и груши.
А также липы, черемуха, вязы, клены, рябины, ирга и ольха — всего более 3 тыс. деревьев. Это не только дань истории Москвы, когда после пожара 1812 года «план-прожект» обязал землевладельцев «разводить садики во всю длину своих мест перед домами». Палисадники тогда занимали 35 м между линиями домов, тогда как на тротуары и проезжую часть отводилось всего 25 м.
«Это решение в определенном смысле является восстановлением исторической̆ справедливости, — считает заведующий сектором дендрологии Ботанического сада биологического факультета МГУ Григорий Бойко, принимавший участие в разработке проекта. — Сады должны появиться вновь и сформировать удобное для человека общественное пространство, не устраняя при этом важную исходную транспортную функцию».
По расчетам урбанистов, высаженные деревья удержат примерно 123 тонны пыли, часть которой оседает в наших легких.
Гранитных кадок по цене пары вертолетов ставить на улицу не планируется.
Деревья высадят на уровне тротуара, от проезжей части отгородят бордюрным камнем высотой 50 см, который защитит корни от реагентов и дорожной пыли. Кроме того, грунт прикроют специальной прикорневой решеткой.
«Точки» из более крупных скверов и «тире» из верениц деревьев, по логике авторов проекта, должны пройти через Садовое кольцо одной аллеей. Причем деревья планируется высаживать не только на самих тротуарах, но и фактически на проезжей части — в качестве буфера между основной дорогой и дублерами.
Ширину основной проезжей части решено зафиксировать в пределах десяти полос в обе стороны.
На дублеры смогут заезжать машины для парковки (карманы замостят более темным камнем, чем пешеходные зоны и участки для велосипедистов), высадки пассажиров и заезда во двор. По словам авторов проекта, на дублерах получится разместить еще 173 парковочных места вдобавок к уже существующим. При этом обязательно сохранение и/или создание мест для посадки и высадки пассажиров у школ, поликлиник, больниц и других объектов социальной инфраструктуры. Кроме того, у входов в наиболее популярные организации, магазины или кафе предполагается сделать специальные площадки для высадки пассажиров такси, которые в ряде случаев могут занимать всю ширину тротуара.
Для удобства пешеходов тротуары замостят крупноразмерной гранитной плиткой светлых тонов. Как говорится, «во-первых, это красиво». Крупная плитка будет реже расшатываться, а ее светлый тон позволит ей меньше нагреваться. Это поможет минимизировать эффект «теплого острова», из-за которого разница температур на улицах Москвы и в области может достигать до десяти градусов. Предлагается мостить тротуары так, чтобы можно было разместить террасы кафе шириной не менее полутора метров.
Пешеходные переходы на заездах во дворы приподнимут в один уровень с тротуаром.
За счет этого автомобилисты будут снижать скорость, и, как следствие, вероятность ДТП также снизится. Кроме того, это удобно маломобильным гражданам, которым бывает сложно преодолеть даже маленькую ступеньку. А специально для велосипедистов выделят часть расширившегося тротуара, отделив их от пешеходов еще одним «пунктиром» из зелени. Для них же сделают решетки ливневой канализации с диагональным расположением пазов, чтобы в них на полном ходу не застревали колеса.
Фасады домов, «находящиеся в ненадлежащем состоянии», отремонтируют, а заборы и ограды демонтируют, говорится в конкурсной документации. Правда, непонятно, как обойдутся со шлагбаумами, которые так любовно установили жители районов с платной парковкой. Убрать планируется и мешающие пешеходам опоры указателей и дорожных знаков, рекламных конструкций, чересчур выступающие вперед крыльца. Также техническим заданием предусмотрено «продуманное использование символов места и локальной геральдики в дизайне элементов благоустройства». Полагаем, речь идет, скажем, о гербе района, нанесенном на канализационные люки, — неплохой, между прочим, способ заинтересовать горожан историей столицы.
Также настоятельно рекомендуется выявлять «исторические пласты существования улицы, даже в случае отсутствия на ней памятников архитектуры и культуры». Эти пласты надо не только выявить, но и акцентировать, снабдив соответствующей этикеткой.
Хорошим примером тут может служить восстановленный фрагмент кирпичной кладки на Пушечной улице,
ремонт которой завершился в прошлом году. Привлекает внимание и вполне может стать локальной достопримечательностью. Если смотреть по участку первой очереди, то недостатка в потенциальных исторических акцентах нет: начиная от целых двух сталинских высоток и заканчивая памятником Иосифу Бродскому или Домом-музеем Федора Шаляпина.
Будут ли перекапывать непосредственно саму проезжую часть, пока не очень понятно. С одной стороны, техзадание предусматривает «капитальный ремонт проезжей части с заменой двух слоев асфальтобетонного покрытия и устройством геотекстильной армирующей сетки». Среди улиц, где такие работы должны проводиться, есть и те, что попали в первую очередь реконструкции, — Садовая-Кудринская, Большая Садовая и Маяковский тоннель. С другой стороны, капремонт не требуется для «участков, находящихся на гарантийном обслуживании», а эти три объекта как раз на нем и находятся. К тому же перекапывать даже гарантийные участки можно, если там будут прокладывать кабельную канализацию. А поскольку воздушные кабели будут убираться под землю на протяжении всего Садового кольца, то коллекторы надо будет построить в том числе и вдоль этих трех улиц.
С судьбой троллейбусов, включая знаменитые «букашки», на Садовом мэрия, кажется, тоже не до конца определилась. Осенью 2015 года глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов заявлял, что город будет пересаживаться с троллейбусов на электробусы.
Но город не только не закупил еще нужного количества электробусов, которые, к слову, пока нигде массово не производятся и стоят намного дороже, чем троллейбусы,
но даже не построил всей нужной для их работы инфраструктуры.
По технической документации предусматривается полный демонтаж троллейбусных проводов, тогда как в пресс-службе дептранса настаивают на том, что снятие контактной сети будет «возможным», «временным», «на отдельных участках» и зависящим «от необходимых ремонтных работ, которые проводит департамент капитального ремонта». А в визуализации проекта благоустройства Садового кольца троллейбусные провода присутствуют. В любом случае, ясно пока только то, что маршруты троллейбусов на Садовом будут сохранены — пусть выполнять их и будут не троллейбусы, а электробусы.
Остальная часть Садового кольца будет благоустраиваться в 2017 и 2018 годах. В частности, вплотную предлагается заняться Крымской, Большой Сухаревской, Серпуховской, Лермонтовской площадями и площадью Красные Ворота. На всех них появится обязательный «джентльменский набор»: скамейки, урны, пункты велопроката, велопарковки, пункты раздачи городского Wi-Fi, пункты зарядки электронных устройств, уличные часы и павильоны с туристической информацией (кроме Красных Ворот).
На Крымской площади к тому же планируется сделать качели и площадки для уличных артистов,
а на Лермонтовской и Красных Воротах — фонтан, качели и место для уличных выставок. Кроме того, на всех благоустраиваемых на Садовом кольце площадях должны появиться укрытия от осадков и ветра, притом убежища должны еще и защищать от палящего летнего солнца. В 2016 году по тому же принципу может быть благоустроена Смоленская-Сенная площадь.