«Мы братья»
Встреча предстоятеля РПЦ и главы Римско-католической церкви стала первой после Великого раскола 1054 года. Разделение, вызванное расколом, не преодолено до сих пор, несмотря на то что в 1965 году взаимные анафемы были обоюдно сняты папой Павлом VI и вселенским патриархом Афинагором.
Историческая встреча глав РПЦ и Ватикана состоялась в Международном аэропорту имени Хосе Марти в Гаване. Наблюдатели отмечают (http://izvestia.ru/news/604092), что при подготовке этого мероприятия было соблюдено условие сохранения равенства двух сторон: встреча проходила в католической Кубе, однако беседовали Кирилл и Франциск на фоне православного распятия. По обеим сторонам также были установлены флагштоки с символикой Московского патриархата и Ватикана.
«Папа сказал на встрече Кириллу несколько раз, что «мы братья». Эта встреча была волей Бога», — сообщил источник РИА «Новостей». Агентство ANSA передает, что слова «наконец-то мы братья» были сказаны понтификом на родном испанском. Кирилл ответил на русском: «Теперь все легче». «Очевидно, что это Божья воля», — добавил Франциск.
После этого предстоятель РПЦ и папа Римский трижды обменялись братским целованием и обнялись. «Мы встречаемся в правильное время», — сказал патриарх. На что папа ответил: «В нашем сердце большие ожидания от этой беседы».
Последующие несколько часов беседа Кирилла и Франциска проходила в закрытом режиме. Встреча завершилась подписанием совместной декларации, состоящей из 30 пунктов.
Ближний Восток
Как отмечают эксперты (https://meduza (организация включена Минюстом в список иноагентов).io/feature/2016/02/13/menshe-politiki-bolshe-hristianstva), основным лейтмотивом документа является тема христианского единства, представленная «как традиционно — через общность традиции первого тысячелетия, так и инновационно — через общность мучеников, пострадавших за Христа уже в нашее время». В этом контексте большое внимание уделяется проблемам христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
«Наш взор устремлен прежде всего к тем регионам мира, где христиане подвергаются гонениям. Во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки наши братья и сестры во Христе истребляются целыми семьями, деревнями и городами. Их храмы подвергаются варварскому разрушению и разграблению, святыни — осквернению, памятники — уничтожению», — говорится в декларации.
Главы РПЦ и Ватикана также призвали мировое сообщество заняться налаживанием мира в Сирии и Ираке, где на протяжении последних нескольких лет происходили казни христиан: «Возвышая свой голос в защиту преследуемых христиан, мы сопереживаем и страданиям приверженцев иных религиозных традиций, становящихся жертвами гражданской войны, хаоса и террористического насилия. <…> Призываем мировое сообщество сплотиться, чтобы покончить с насилием и терроризмом, и одновременно через диалог содействовать скорейшему достижению гражданского мира».
Украина и Россия
Комментируя ситуацию на Украине, патриарх и папа выразили надежду, что раскол среди православных Украины будет преодолен на основе канонических норм, и заявили, что униатство не путь к восстановлению единства церкви.
Хотя в тексте нет упоминаний о гражданской войне в Донбассе, Кирилл и Франциск указывают на необходимость восстановления мира в стране: «Призываем наши церкви на Украине трудиться для достижения общественного согласия, воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта».
На фоне Украины, где «общество ввергнуто в глубокий экономический и гуманитарный кризис», Россия предстает в декларации как некий оазис возрождения христианства: «Свидетельствуя о высокой ценности религиозной свободы, мы воздаем благодарение Богу за беспрецедентное возрождение христианской веры, которое происходит ныне в России и во многих странах Восточной Европы, где десятилетиями господствовали атеистические режимы. Сегодня оковы воинствующего безбожия сброшены, и во многих местах христиане могут свободно исповедовать свою веру».
Европа и беженцы
В то же время, говоря о Западе, Кирилл и Франциск указывают на «превращение некоторых стран в секуляризованные общества, чуждые всякой памяти о Боге и Его правде, что влечет за собой серьезную опасность для религиозной свободы». В этом контексте патриарх и понтифик выступают в защиту традиционной семьи и против абортов и эвтаназии.
«Семья основана на браке как на акте свободной и верной любви между мужчиной и женщиной. Любовь скрепляет их союз, учит их принимать друг друга как дар. Брак — это школа любви и верности. Мы сожалеем, что иные формы сожительства ныне уравниваются с этим союзом, а освященные библейской традицией представления об отцовстве и материнстве как особом призвании мужчины и женщины в браке вытесняются из общественного сознания».
Главы РПЦ и Ватикана также призывают не оставаться безразличными к судьбе миллионов мигрантов и беженцев, «стучащихся в двери богатых стран». В документе также говорится, что «безудержное потребление, характерное для некоторых наиболее развитых государств, стремительно истощает ресурсы нашей планеты», а «растущее неравенство в распределении земных благ увеличивает чувство несправедливости насаждаемой системы международных отношений».
Итоги
Патриарх Кирилл, первым взявший слово после окончания беседы, назвал встречу содержательной и заявил, что две церкви могут активно сотрудничать.
«Это была очень содержательная беседа, которая дала возможность понять и почувствовать позиции друг друга, и ее результаты дают возможность сказать, что сегодня две церкви могут активно совместно работать, защищая христиан по всему миру», — сказал патриарх.
В свою очередь папа Франциск отметил, что они с патриархом говорили откровенно, как братья.
«Мы разговаривали как братья… Мы говорили о наших церквях, и мы оба видим, что единство достигается в пути. Мы говорили открыто и без недоговорок», — заявил понтифик.
После встречи Франциск и Кирилл обменялись дарами: по словам председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Волоколамского Илариона, понтифик вручил патриарху Кириллу частицу мощей святого равноапостольного Кирилла. Патриарх подарил папе Римскому Франциску Казанскую икону Божией Матери.
С практической точки зрения важным итогом встречи стала договоренность о развитии взаимных паломнических поездок католиков и православных к святыням двух церквей. По словам иерарха, на встрече «были намечены и какие-то вполне конкретные проекты, связанные с взаимодействием между двумя церквями».