Загадочное исчезновение «Норта» и «Вирта»

СК проверяет информацию о пропаже двух иностранных судов в Охотском море

Герман Петелин
Shutterstock
СК и транспортная прокуратура разбираются с загадочным исчезновением возле Северных Курил двух иностранных рыболовецких судов «Норт» и «Вирт». Ни одно из них не подавало сигналов бедствия, однако морской спасательный центр еще в воскресенье утром зафиксировал срабатывание аварийных буев. Штормовая погода помешала полноценной поисковой операции. В итоге судьба экипажей до сих пор остается неизвестной.

ЧП произошло в воскресенье утром. Аварийные буи «Норта» и «Вирта» сработали с разницей в 12 минут. При этом сами суда сигнал бедствия не подавали и на связь не выходили. По данным Службы наблюдения за флотом, а также пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району, нахождение данных судов в указанных координатах не подтверждено, а поисковая операция пока не дала никаких результатов.

Как сообщили «Газете.Ru» в Дальневосточном региональном центре (ДВРЦ) МЧС,

в настоящий момент к поисковым работам привлечены 28 человек, морское судно и самолет МЧС России, однако поисковую операцию осложняет шторм.

«Экипаж воздушного судна, спасатели и оперативная группа ДВРЦ МЧС России осмотрели акваторию моря в предполагаемом месте возможного происшествия. Всего с воздуха обследовано около 5 тыс. кв. км. По результатам авиаразведки аварийные суда либо их обломки не обнаружены», — сообщили в ДВРЦ МЧС.

Кроме этого, по словам официального представителя ведомства Сергея Викторова, в районе срабатывания аварийных буев осмотр морской акватории проводило судно «Василий Полещук». Но из-за неблагоприятной погоды и шторма вышедшее на поиски судно само вынуждено было укрыться в безопасном районе. Викторов подчеркнул, что при необходимости и благоприятных метеоусловиях к проведению дальнейших поисковых работ готов самолет МЧС. Ранее,

7 февраля, в ходе осмотра акватории было найдено два аварийных радиобуя разной маркировки и несколько гидрокостюмов.

Между тем Камчатским следственным отделом на транспорте Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации начата процессуальная проверка по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена».

«В настоящее время следствием проводятся мероприятия по установлению судовладельцев, экипажей, родственников экипажей судов, а также иные действия, направленные на выяснение всех обстоятельств произошедшего», — говорится в официальном сообщении ведомства.

Аналогичную проверку, по данным «Интерфакса», начала и Камчатская транспортная прокуратура.

«Пока предстоит выяснить, затонули ли шхуны.

Не исключены разные варианты случившегося», — заявил агентству представитель Камчатской транспортной прокуратуры. Он также отметил, что в ходе проверки будет дана оценка своевременности начала организации спасательной операции.

Между тем, по словам источника в правоохранительных органах, силовики столкнулись с неожиданной проблемой. «Оба судна ходили в море под удобными флагами: «Норт» — под флагом Сьерра-Леоне, «Вирт» — под флагом Того, — рассказывает собеседник. — И пока никак не удается связаться ни с представителями судовладельцев, ни с фрахтователями шхун, чтобы выяснить, сколько человек находилось на борту и их судовые роли».

По предварительной информации, судно «Норт» могло принадлежать южнокорейской компании Omor Trans Logitics SA, а «Вирт» — южнокорейской компании Gaya Investment SA.

При этом экипажи обеих шхун были полностью российскими.

Руководитель Информационного агентства по рыболовству Александр Савельев не исключает, что оба судна могли заниматься браконьерством. «Скорее всего, пропавшие суда промышляли браконьерством, — рассказывает эксперт. — А браконьерские шхуны, как правило, это ржавые доходяги, которые не выдерживают шторма, а при обледенении переворачиваются. И как это ни горько осознавать, шансов выжить у рыбаков, работающих на этих судах, очень мало».

По словам Савельева, события, скорее всего, развивались очень стремительно. Экипаж просто не успел подать сигнал бедствия и облачиться в гидрокостюмы.

Надо отметить, что капитаны обоих пропавших судов ранее привлекались к ответственности. Так, в 2014 году командир судна «Вирт» был оштрафован почти на 11 млн руб. за браконьерство, после того как на борту шхуны было обнаружено 38 тонн краба. Капитан «Норта» тоже привлекался к административной ответственности в 2013 году за нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек) при пересечении внешней границы (ст. 18.1 КоАП России).