34-летняя Залина Далиева поступила в Республиканский перинатальный центр города Хасавюрта 11 января в связи с тем, что подошел срок родов. Из-за того что она не смогла родить самостоятельно, 27 января ей сделали кесарево сечение: на свет появились двое детей. Однако на следующее утро состояние Далиевой ухудшилось, ей была проведена операция по удалению матки. 29 января роженица скончалась.
У Далиевой осталось шестеро детей.
По социальным сетям моментально распространился «крик души» — письмо от «близких и родных женщины-роженицы, которую по ошибкам врачей угробили». Отметим, что в сообщении ее называют Маликой, тогда как, по данным СК и минздрава, она Залина. Кроме того, распространяют «крик» не кровные родственники (их в соцсетях найти не удалось), а просто сочувствующие.
Согласно письму, кесарево сечение длилось около 40 минут, в результате родились мальчик и девочка. Врач «сразу после операции поспешила домой, роженица позвонила своей золовке и сообщила, что детей подняли в реанимацию, а ее везут в послеродовую палату, попросила не переживать и идти домой». В семь утра до роженицы стало невозможно дозвониться, утверждают авторы сообщения. По их словам, через полтора часа удалось связаться с врачом, который объяснил молчание Далиевой тем, что она на переливании.
Через полчаса супруг, дозвонившийся до анестезиолога, узнал, что у нее кровотечение, а в 12.15 врачи сказали родственникам о необходимости удалить матку у Далиевой, говорится в сообщении. Кровотечение после второй операции не смогли остановить, объяснив это несвертываемостью крови. Затем приехал хирург из Махачкалы, сделал третью операцию, пишут «родственники». «После врачи попросили лекарственный аппарат, который родственник достал за 56 тыс. в Грозном. Так она пролежала в коме, не придя в себя скончалась», — утверждают авторы сообщения, добавив, что
«ни один врач не вышел к родственникам и не сообщил о состоянии роженицы, только и успевали команды давать о том, чтобы кровь везли, лекарства везли».
В свою очередь в минздраве Республики Дагестан сообщили, что Далиева относилась к группе высокого риска, о чем была предупреждена до наступления беременности. «До наступления беременности пациентка Далиева была предупреждена врачом женской консультации о высоком риске возможной следующей беременности и о необходимости контрацепции по состоянию здоровья женщины. Данная беременность являлась шестой, все предыдущие беременности рождался крупный плод — это повышает риск кровотечения в последующем, они также сопровождались тяжелой анемией и гестозами. Однако,
несмотря на противопоказания к шестой беременности, по религиозным убеждениям Далиева не применяла методы контрацепции»,
— прокомментировала представитель ведомства Зарина Агмадова.
В министерстве рассказали, что с момента поступления Далиева была госпитализирована в реанимационное отделение центра. Там она находилась под наблюдением. Кесарево сечение пришлось провести раньше срока, так как схватки начались преждевременно. Операция прошла успешно и без осложнений. Через девять часов началось кровотечение, Далиевой сделали операцию.
«Одновременно с началом операции был вызван сосудистый хирург из Махачкалы, который в дальнейшем помогал ведению пациентки. Во время и после операции переливались кровоостанавливающие препараты — плазма, криопреципитат, коагил и др. Однако, несмотря на все предпринятые действия, у женщины развилась необратимая фаза ДВС-синдрома с летальным исходом», — сообщили в минздраве.
1 февраля была уволена медсестра, которая сфотографировала и опубликовала фото детей Далиевой в интернете, а также отстранена от занимаемой должности на время расследования заведующая родильным отделением центра. Кроме того, 1 февраля сотрудники минздрава побывали дома у родственников, где, по их словам, выслушали их сторону и обещали сделать выговор врачам, а далее предложили разбираться в судебном порядке.
Тем не менее около сотни жителей города посчитали, что медики предприняли недостаточно усилий, чтобы спасти женщину. В среду, 3 февраля, они собрались перед зданием перинатального центра с требованием привлечь виновных, по их мнению, врачей к ответственности. Как сообщают в издании «Черновик», собравшиеся называли себя родственниками Далиевой.
Они держали плакаты с надписью «Верните нам маму», «Мама, мы скучаем» и скандировали: «Убийцы, убийцы». В какой-то момент в здание полетели камни: разбитыми оказались несколько окон.
«У нас поломали окна детской реанимации. Дети тоже с ухудшением теперь», — рассказала «Эху Москвы» сотрудница центра Юлдус Муцалханова. Несколько врачей были избиты на глазах у ОМОНа, отмечают очевидцы. А полицейские, по словам Муцалхановой, бездействовали, сказав, что, «пока нет ранений, крови», они не могут реагировать. Сотрудники центра попытались урезонить собравшихся, сказав: «вы ломаете окна кабинета, где лежат дети, детская реанимация». «На это они ответили, что это все сделано специально, окна можно восстановить, а жизнь не вернешь. И то, что страдают дети, их этим не разжалобить», — добавляет Муцалханова.
В связи с погромом перинатальный центр пришлось закрыть. «Всех женщин по собственному желанию, из-за того что мы не можем дальше [обеспечить] их безопасность, мы выписываем.
Многие, кто поступают в родах, мы их даже принять не можем,
из-за того что все входы-выходы перекрыты», — сказала сотрудница центра. Роженицам рекомендовано обращаться в больницы Кизилюрта.
Как сообщили в следственном управлении Следственного комитета по Республике Дагестан, ведомство провело проверку и возбудило уголовное дело в связи с «причинением смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей». В ходе следствия будут установлены все обстоятельства произошедшего, а также виновное должностное лицо. Также будет проверена «достаточность, своевременность и качество оказанных роженице медицинских услуг», добавили в ведомстве.
В свою очередь Минздрав РФ поручил провести проверку информации «об агрессивном поведении родственников роженицы, умершей в перинатальном центре Хасавюрта, по отношению к медицинскому персоналу центра». Как подчеркнул официальный представитель ведомства Олег Салагай, «вне зависимости от результатов проверки хотели бы обратить особое внимание на недопустимость попыток самосуда и какой-либо агрессии по отношению к медикам».