Арбат зачищают

С главной пешеходной улицы вслед за музыкантами выгнали художников

Владимир Вяткин/РИА «Новости»
Арбат ополчился на уличных артистов. Вслед за уличными музыкантами со старейшей пешеходной улицы Москвы начали выгонять и художников. Полицейские отобрали у некоторых резидентов мольберты с кисточками, обвинили их в незаконной торговле и выписали им штраф — 2,5 тыс. руб. Ситуацией возмутились не только сами художники, но и муниципальные депутаты, а также депутаты Мосгордумы. «Газета.Ru» разбиралась, кто пытается выгнать артистов с Арбата.

На Арбате прошла, как выражаются сами уличные артисты, облава. Художники-портретисты, годами работавшие на улице, в минувший уикенд были задержаны и доставлены в местное ОВД. «Все началось утром, когда я только начала раскладывать мольберт, а мой коллега даже не начал доставать ничего, — рассказала «Газете.Ru» художница Наталья Коновалова, работающая на Арбате с 2000 года. —

Подошли полицейские и начали говорить, что мы рисуем в целях продажи, то есть занимаемся незаконной торговлей. Хотя то, что нам дают, можно разве что милостыней назвать, а не деньгами.

В ОВД отобрали все наши вещи: мольберты, кисти, карандаши, бумагу. Заставили подписать показания, которых мы не давали. И выписали штраф 2,5 тыс. руб. Мы с этими подписанными ложными показаниями собираемся судиться».

Коновалова рисовала на ВДНХ с 1996 года, потом полтора года делала портреты на улицах Барселоны, а на Арбате работает с 2001 года. И за все время, по ее словам, ни разу не возникало конфликтных ситуаций с правоохранительными органами. «Были попытки подойти каких-то бандитов, спрашивают: «а «крыша» у вас есть?» Я тогда снимаю шляпу, протягиваю ему: вот «крыша», положите голодному художнику на бутерброд», — рассказывает она.

Художница добавляет, что заработать таким образом получается немного: «Цены за портрет определяются по договоренности, но не менялись они с 2001 года. А сейчас мы вообще неделями сидим в ожидании клиентов, никто не подходит: кризис».

Ситуацию могла бы спасти система патентов, выдаваемых уличным артистам и «работникам кисти и карандаша». О ее введении начали говорить прошлой осенью, Мосгордума проводила несколько «круглых столов», однако процесс застопорился. По словам председателя комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгения Герасимова, это произошло на уровне муниципальных образований.

«Все должно быть по закону. По нынешнему законодательству, полиция имеет право гонять и музыкантов, и художников, к сожалению. Введение патентов должно быть инициативой муниципальных депутатов, а они пока тянут и ее не проявляют. Муниципальные образования, местные жители и артисты никак не могут договориться между собой.

Мы предлагали художникам стать индивидуальными предпринимателями, пока патентная система не будет введена в действие, но они, видимо, смотрят, что гонять перестали, и решают, что и без ИП все нормально будет»,

— пояснил «Газете.Ru» Герасимов.

При этом глава комиссии по культуре подчеркивает, что «Арбат успел стать родным домом для артистов, и отнимать у них дом — нонсенс и неуважение. Нельзя оголять Арбат».

В свою очередь, глава муниципального образования «Арбат» Евгений Бабенко говорит, что они давно выступают за патенты, а введение системы задерживается из-за бюрократизированности законодательной власти. «У нас более 100 км пешеходных зон, которые должны быть рабочим местом для художников. Любой приезжающий в Москву должен видеть, что именно тут культурная столица, а не в Санкт-Петербурге, — сообщил он «Газете.Ru». —

С музыкантами все сложнее. Арбат — жилая улица, тут эхо такое, что чихнешь у ресторана «Прага», а слышно у театра Павла Слободкина.

Так что места для артистов, художников должны определить сами жители. Мы все ждем реакции Мосгордумы, пусть уже хотя бы скажут, вводят они эти патенты или нет».

Изгнание художников с Арбата стало еще одним шагом в операции по зачистке улицы. Напомним, что в конце весны прошлого года произошло несколько задержаний уличных музыкантов. Всем им вменялась все та же несанкционированная торговля — впрочем, чем могли торговать музыканты, так и осталось невыясненным. 2 июля артисты в знак протеста заклеили себе рты черным скотчем. Также в мае прошлого года исчез еще один символ Арбата — букинисты. У них кончилось разрешение на торговлю, а продлевать его город не стал, пообещав разыграть это право позже на торгах. Закрыты были четыре магазина «Букинист» и уличные развалы.

Таким образом, улица теряет свою историческую функцию, говорит заслуженный архитектор России, главный архитектор Арбата Зоя Харитонова. «Когда я проектировала улицу, а подготовка заняла 10 лет, изучила все функции Арбата с 1900 года. Там всегда царило культурно-просветительское настроение. Студенты МГУ и профессура снимали комнаты. Там находилось до 30 книжных магазинов. Так что еда и книги были на Арбате всегда», — рассказала она «Газете.Ru».

По словам Харитоновой, Арбат до сих пор остается единственной популярной пешеходной зоной Москвы, и в этом немалая заслуга артистов с художниками. «В сутки по улице проходит около 600 тыс. человек, это феноменальные цифры! Я как-то разговорилась с одной художницей, она раньше была архитектором, работала, но картины кормят лучше.

Когда стояла на Арбате — все хорошо продавалось, однажды две картины Сергей Шойгу купил. А постояла на Кузнецком Мосту — никто не подошел, ни одной картины не купили.

Улица мертвая, там незачем быть, если только путь до метро сокращать. На первых этажах нет ничего, что привлекало бы людей, слишком дорогие магазины. И никто не живет, по вечерам ни одно окно не светится. Та же ситуация с Никольской улицей, Столешниковым и Камергерским переулками. А Арбат — жилой и живой. Нет ни одной пешеходной улицы в Европе без портретистов, это неотделимая ее часть».

Если претензии местных жителей к музыкантам еще можно понять — все-таки слушать хиты Цоя изо дня в день утомительно, то чем могли помешать художники, совершенно неясно, удивляется Харитонова. Впрочем, компромиссным вариантом может быть организация специально выделенных мест для работы портретистов. В частности, для них планируется построить несколько навесов в районе «Праги», пока ситуация с патентами не сдвинется с места.