Самым скандальным эпизодом фильма Алексея Навального «Чайка. Криминальная драма в пяти частях» стал рассказ о бизнесе экс-жены замгенпрокурора Геннадия Лопатина — Ольги Лопатиной. По данным ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов и запрещена в России) (эти же сведения подтверждаются базой ЕГРЮЛ), женщина является совладелицей компании «Арлайн», которая, в свою очередь, была соучредителем компании ООО «Сахар Кубани». Вместе с фирмой Лопатиной соучредителями «Сахара Кубани» были жены главарей банды Цапков — Наталья Цеповяз и Анжела-Мария Цапок. Четвертой соучредительницей ООО «Сахар Кубани» была Надежда Староверова — супруга Алексея Староверова, который возглавлял управление делами Генпрокуратуры — он был отстранен после того, как в его особняке обнаружили членов орудовавшей в Подмосковье «банды GTA».
Возглавлял компанию ООО «Сахар Кубани» Вячеслав Тесля — этот предприниматель значился заместителем гендиректора в сельхозпредприятии «Слава Кубани», которое принадлежало одному из лидеров кущевской ОПГ Вячеславу Цеповязу, осужденному на 19 лет за жестокие убийства и нападения.
Сейчас это предприятие принадлежит Наталье Цеповяз, а Вячеслав Тесля по-прежнему занимает должность коммерческого директора. Именно он и был допрошен во вторник сотрудниками ОМВД по Кущевскому району.
Как выяснила «Газета.Ru», Вячеслав Тесля заявил полицейским, что с Ольгой Лопатиной он никогда не встречался и не был знаком, а фирма «Сахар Кубани» даже не была до конца оформлена и не вела никакой хозяйственной деятельности. По словам Тесли, он никогда не видел в лицо представителей «Арлайна». Оформление фирмы «Сахар Кубани» началось на волне кризиса 2008 года, когда основная компания Цеповязов была вынуждена давать объявления о продаже своей сельхозпродукции, в том числе и сахара, которым расплачивался местный сахарный завод за поставленную свеклу.
Тесля указал, что ему поступил звонок из Москвы от некоего предпринимателя, который предложил цену за сахар на 20% выше рыночной. Когда речь зашла об оплате, столичный бизнесмен предложил работать по предоплате. Гендиректор Вячеслав Цеповяз с этой схемой не согласился. Тогда москвичи предложили создать совместную фирму — при этом они хотели зарегистрировать ее в Москве. Однако кущевских бизнесменов это не устроило, и они договорились оформить фирму в станице Кущевской.
Тесля уверяет, что переговоры о создании фирмы велись только по телефону, а документы «Арлайна» были переброшены то ли по факсу, то ли по электронной почте.
Регистрацией фирмы занимались так называемые бегунки, которым был отдан весь необходимый пакет документов. Когда оформление было почти закончено, уставные документы были переданы в Москву через проводников поезда, чтобы представители «Арлайна» скрепили их своей подписью. По этой же схеме документы вернулись назад в Кущевку и были переданы в налоговую службу.
По словам Тесли, счета у «Сахара Кубани» так и не были открыты, печати у компании тоже не было. Вначале москвичи попросили об отсрочке, а потом сам Тесля уехал в Сирию, чтобы знакомиться с нюансами продажи зерна на экспорт. После возвращения он еще несколько раз звонил в Москву, но трубку больше не поднимали, а сам Цеповяз посчитал, что его пытаются «кинуть», и свернул сделку. Ликвидирована фирма была за несколько месяцев до кровавой расправы в станице Кущевской. «Газета.Ru» дозвонилась до Вячеслава Тесли — он подтвердил факт допроса в полиции.
По словам юриста ФБК Любви Соболь, непонятно, по чьим заявлениям проводило проверку МВД — то ли по заявлению Ольги Лопатиной, то ли по заявлениям ФБК.
«Мы тоже подавали несколько заявлений в правоохранительные органы, чтобы была проведена проверка деятельности Чайки и его заместителей, — заявила «Газете.Ru» Любовь Соболь. — Что касается самой Лопатиной, то она не раз уже заявляла, что никакого бизнеса с Цапками не вела. Однако все ее заявления опровергаются данными баз ЕГРЮЛ, и это отрицать нельзя. Мы считаем, что компания «Сахар Кубани» готовилась получать большие деньги от вложения в инвестиционный проект. Кроме того, Лопатина занимала должность гендиректора в компании, которая стала соучредителем «Сахара Кубани», а именно генеральный директор принимает подобные решения об учреждении дочерних фирм. Она должна была принимать эти решения. Есть другой вариант, что документы были подложными, и это выяснилось только сейчас после нашего расследования. Но в этом я сильно сомневаюсь. При этом не исключено, что сама Лопатина бизнесом не занималась. Например, все решения за Марию Цапок и Наталью Цеповяз принимали их мужья и без их ведома регистрировали на них фирмы. Доказательств того, что дела вместо Лопатиной вел ее муж, у нас нет, поэтому мы об этом не пишем».
Неделю назад, 8 декабря, Ольга Лопатина направила на имя начальника ОМВД по Кущевскому району заявление с просьбой провести проверку обстоятельств использования ее персональных данных при регистрации компании «Сахар Кубани».
Ее адвокат Михаил Гаврюшин утверждает, что по данному факту уже возбуждено уголовное дело.
Кроме того, во вторник Лопатина подала в суд иск о защите чести и достоинства. «Сегодня моей доверительницей Ольгой Алексеевной Лопатиной подано в Люблинский районный суд Москвы исковое заявление о защите чести, достоинства и деловой репутации, признании информации не соответствующей закону и запрещенной к распространению, обязании удалить сведения, компенсации морального вреда против ответчиков А. Навального, Г. Албурова, Л. Соболь, НКО «Фонд борьбы с коррупцией», Google Inc.», — рассказал РИА «Новости» защитник.
Из фильма следует, что «Лопатина является совладелицей фирмы «Сахар Кубани» с женами бандитов из Кущевки — Сергея Цапка и Вячеслава Цеповяза», а также что «у Лопатиной — жены замгенпрокурора — есть очень веские причины скрывать этот бизнес. Ее партнерами — соучредительницами сахарного предприятия являются Анжела-Мария Цапок и Наталья Цеповяз».
По словам адвоката, эта информация не соответствует действительности:
«Моя доверительница, Лопатина, категорически настаивает, что не является и никогда не являлась учредителем и/или совладельцем фирмы «Сахар Кубани».
О существовании данной фирмы истица узнала только после публикации оспариваемых в иске статей», — подчеркнул он.
Гаврюшин также добавил, что Лопатина не знакома ни с А.М. Цапок и Натальей Цеповяз, ни с их супругами, никогда не бывала в станице Кущевская, не подписывала и никого не уполномочивала подписывать какие-либо документы в отношении ООО «Сахар Кубани».
При этом никаких реальных доказательств существующей связи Лопатиной с «кущевской бандой» в публикациях ФБК якобы приведено не было. Адвокат настаивает на том, что «регистрационные данные ООО «Арлайн», должность единоличного исполнительного органа которого она занимала, были использованы при регистрации компании «Сахар Кубани» без ее ведома и разрешения».
«Следует подчеркнуть, что компания «Сахар Кубани» с момента своей регистрации в 2008 году не вела никакой деятельности, — говорит Гаврюшин.
— Нет ни сведений о ее финансово-хозяйственных операциях, ни данных о выручке и прибыли, ни указания на банковский счет. В 2010 году, еще до известных «кущевских» событий, компания была исключена из ЕГРЮЛ как недействующая, о чем свидетельствует полученный по запросу Лопатиной официальный ответ управления ФНС по Краснодарскому краю. Информация о ликвидации ООО «Сахар Кубани» в связи с бездействием имеется в доступных базах данных и, без сомнения, была известна ответчикам. Несмотря на это, ответчики многократно используют в своих публикациях выражения, создающие у читателей и зрителей впечатления об этом ООО как активно работающей компании».
Между тем юрист ФБК Любовь Соболь сообщила, что Лопатина хочет воспользоваться «правом на забвение»:
соответствующий закон, принятый в июле этого года, обязывает интернет-поисковики удалять ссылки на информацию о гражданах по требованию последних. Это касается выдачи ссылок как на «недостоверную», так и «распространяемую с нарушением законодательства» и неактуальную информацию о заявителе. «Если так, то это будет первый прецедент в России, когда закон о забвении использовался и смотрите КЕМ использовался! Бизнес-партнером Цапков и Цеповязов», — подчеркнула Соболь в своем фейсбуке.