Спасенный сирийскими и российскими военными штурман Су-24 Константин Мурахтин уже заявил, что продолжит службу в Вооруженных силах РФ, причем подчеркнул, что хочет продолжать участие в контртеррористической операции в Сирии.
«Конечно, с нетерпением жду, когда выпишут, чтобы сразу вернуться в строй.
Буду просить командование, чтобы меня оставили на данной авиабазе — я обязан вернуть «должок» за командира»,
— приводит слова летчика телеканал «Россия 1». Он подчеркнул, что турецкие истребители F-16 не подавали экипажу российского бомбардировщика никаких сигналов о необходимости покинуть воздушное пространство Турции.
«Ни по радиообмену, ни визуально. Вообще не было контакта. Поэтому мы заходили на боевой курс в штатном режиме. Нужно понимать, какая скорость у бомбардировщика и какая у истребителя F-16. Если бы нас хотели предупредить, то могли бы показать себя, встав на параллельный курс. А так ничего не было. Да и
ракета пришла в хвост нашего самолета внезапно. Мы даже визуально ее не наблюдали, чтобы успеть сделать противоракетный маневр»,
— сказал он журналистам.
Тем временем ранее в среду стадо известно, что президент России Владимир Путин подписал указ о награждении капитана Мурахтина орденом Мужества. Такую же награду, но, увы, посмертно, получил морской пехотинец Александр Позынич. Он принимал участие в поисково-спасательной операции и был убит при обстреле боевиками российского военно-транспортного вертолета Ми-8.
Летчик Су-24 Олег Пешков, погибший при уничтожении Турцией бомбардировщика, посмертно получил звезду Героя России. Боевики расстреляли его, когда он спускался на парашюте. Указы о награждении российских военных опубликованы на сайте Кремля. Ранее в среду стало известно о спасении штурмана российской «Сушки», сбитой накануне. Информация об этом сначала появилась в ливанских и французским СМИ, однако потом ее официально подтвердили президент РФ Владимир Путин и министр обороны Сергей Шойгу.
По информации российских СМИ, экипаж сбитого в Сирии Су-24 был одним из лучших в мире и лучшим в России.
В частности, штурман Липецкого авиацентра Константин Мурахтин, выживший в Сирии, в 2014 году стал победителем международного конкурса по воздушной выучке летных экипажей «Авиадартс-2014».
По словам военного эксперта, участника различных вооруженных конфликтов Владислава Шурыгина, турецкие ВВС несколько дней пытались подловить и уничтожить российские ударные самолеты.
«При взлете наших самолетов турки тут же поднимали свои, и при подходе наших истребителей-бомбардировщиков к району боевых действий
в воздухе постоянно находилось от четырех до шести турецких F-16.
Несколько раз турецкое командование выводило ближайшую к границе пару на рубеж атаки, но на подлете к нему возвращало назад, объясняя эти действия «сопровождением» иностранных самолетов», — написал он в своем блоге в «Живом Журнале». По его словам, накануне истребители Турции начали захват цели с Су-24 еще до приближения их к турецкому воздушному пространству.
«При этом пуск ракеты осуществлялся фактически над границей Турции и Сирии, после чего турецкий F-16 вторгся в воздушное пространство Сирии минимум на четыре километра», — подчеркнул Шурыгин. По его данным,
капитан Мурахтин после приземления скрылся от боевиков в лесу, постоянно перемещался с места на место и маскировался, а потому преследователи не смогли его обнаружить.
«Интересно, что почти тут же в район, где скрывался летчик, из ближайшего поселка направилась колонна боевиков, и начался активный радиообмен, что свидетельствует о том, что турецкие средства перехвата тут же передали информацию о местонахождении летчика боевикам» — такой вывод делает в своей заметке Шурыгин.
История штурмана Мурахтина похожа на произошедшее с другим штурманом Су-24, Сергеем Смысловом, самолет которого был сбит в Чечне над Урус-Мартаном из переносного зенитно-ракетного комплекса в 1999 году. Его командир погиб в ходе крушения летательного аппарата, а сам Смыслов более 20 дней пытался пробиться к своим.
«Первое, что я увидел, как приземлился, были обломки самолета. Только отстегнул парашют, сразу услышал, машина едет. Слава богу, они меня не заметили. Я стал продираться через Чечню в Дагестан. Двадцать дней ничего не ел и обходил населенные пункты, чтобы не выдать себя», — вспоминает летчик. В итоге усталость и голод сделали свое дело, и Смыслов вышел на окраину одного из чеченских сел в поисках пищи. Там его и взяли в плен члены экстремистских группировок, орудовавших в Урус-Мартане.
Через несколько дней Смыслова спасли бойцы спецназа Минобороны и ФСБ, после чего штурман продолжил службу в российских ВВС.
Кроме того, в новейшей истории российской армии есть пример того, как в плен попал летчик российского бомбардировщика-ракетоносца Ту-22 во время боевых действий в Южной Осетии и Грузии. «В момент, когда в самолет попала ракета, я был в сознании. Я принял решение «на автомате», катапультировался.
При приземлении сломал руку и позвоночник. Вскоре меня задержала группа захвата», — позже рассказал журналистам один из летчиков Ту-22 Вячеслав Малков.
Грузинская сторона поместила пилота в больницу, а 19 августа 2008 года его передали российской стороне.
В числе сбитых российских летчиков оказался и известный российский политик Александр Руцкой. В ходе боевых действий в Афганистане он был пилотом ВВС СССР, выполнял боевые задачи на самолетах Су-25 и МиГ-23. В августе 1988-го его штурмовик Су-25 был сбит истребителем F-16 ВВС Пакистана. Руцкой катапультировался и пять дней уходил от преследовавших его афганских моджахедов, которые в итоге захватили его в плен.
После этого его обменяли на пойманного в Советском Союзе пакистанского шпиона.
«Выжить в таких ситуациях крайне сложно, зачастую выживешь ты или нет, зависит не от тебя. Про Мурахтина могу сказать одно: молодец, что выжил, проявил при том мужество и характер. Слава богу, что наши его спасли», — прокомментировал в беседе с «Газетой.Ru» ситуацию со спасенным пилотом экс-вице-президент РФ Руцкой.
Командование операции российских Вооруженных сил в Сирии, похоже, сделало выводы из трагедии Су-24. Накануне оборонное ведомство сообщило, что отныне все полеты ударных самолетов из состава группировки Воздушно-космических сил в Сирии будут осуществляться в сопровождении истребителей. Кроме того, сегодня президент России Путин заявил, что теперь в состав группировки будут направлены зенитно-ракетные комплексы С-300.