Вечером в пятницу глава ФСБ РФ Александр Бортников заявил, что считает целесообразным приостановить полеты российской авиации в Египет до выяснения причин крушения лайнера A321. «До тех пор, пока мы не определимся с истинными причинами происшедшего, считаю целесообразным приостановить полеты российской авиации в Египет. Это касается прежде всего туристического канала», — сказал Бортников на внеочередном заседании Национального антитеррористического комитета. Директор ФСБ является главой НАК.
После заседания Бортников сообщил о своем предложении Владимиру Путину, и президент России поддержал его.
«Глава государства согласился с этими рекомендациями. Путин поручил правительству отработать механизмы реализации этих рекомендаций НАК и обеспечить возвращение на родину граждан России», — цитирует «Интерфакс» пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова. «Президент также поручил наладить взаимодействие с египетской стороной для обеспечения безопасности воздушного сообщения», — отметил Песков.
Сразу после этого стало известно, что полеты в Египет приостанавливают литовские авиакомпании. В настоящее время авиасообщение с Египтом прервали, в частности, авиакомпании Великобритании, Турции, Нидерландов, Ирландии и Украины.
В четверг премьер Дмитрий Медведев потребовал от министра транспорта Максима Соколова принять дополнительные меры безопасности на российских международных авиарейсах, подчеркнув, что речь идет не только о Египте, но и о других направлениях.
До последнего времени какие-либо обращения к туристам или к авиакомпаниям в связи с крушением А321 на сайтах МИД России, Минтранса и посольства России в Египте отсутствовали. «Вся необходимая информация на тему расследования крушения самолета Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа» 31 октября 2015 года в Египте публикуется в открытом доступе, в том числе на сайтах Минтранса России и Росавиации. Дополнительных комментариев предоставить не можем», — пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе Минтранса.
Руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов говорил в четверг, что ведомство работает в штатном режиме. «Однако, исходя из того, что к нам поступают обращения от российских туристов об отмене туров в Египет, мы разместили на сайте Ростуризма рекомендации о том, на основании каких законных документов люди могут требовать возврата денег», — цитирует главу Ростуризма РИА «Новости».
За несколько часов до решения о приостановке авиасообщения с Египтом российский турист Сергей вместе с семьей выезжал из отеля в аэропорт Шарм-эль-Шейха. Чемоданы они собирали с тяжелым сердцем, рассказал он «Газете.Ru»: «У нас в отеле есть туристы из России и Англии. Если британцы спокойные — их правительство отправило за ними самолеты, то наши напрягаются...
Нам говорят: дождитесь результатов расследования».
Он добавляет, что в отеле есть и англоязычные, и русские телеканалы, так что отдыхающие отлично осведомлены о происходящем вокруг Шарм-эль-Шейха.
На пятницу правительство Великобритании назначило эвакуацию своих граждан. Ранее авиакомпании отменили рейсы, и многие британцы не смогли вылететь.
«Я отдыхала в Шарм-эль-Шейхе с моей подругой из Англии. Она должна была вылететь еще в среду, но не смогла, так как рейс авиакомпании EasyJet отменили, — рассказала «Газете.Ru» москвичка Ольга Моисеева, которая сейчас находится на египетском курорте. — С ней оперативно связались и пояснили, что вылет будет в пятницу и что ей вернут деньги, которые она потратит на дополнительное проживание в отеле и такси до аэропорта. Но пока что она должна была оплатить все это из своих средств. В отеле ей разрешили жить дальше в том номере, который она занимала, и даже предложили лучшие условия.
Единственное, о чем авиакомпания попросила, — оставить багаж в отеле. Чемоданы будут доставлены другим рейсом».
В пятницу подруга Ольги приехала в аэропорт. Она смогла попасть на первый рейс EasyJet, на котором оставалось всего одно свободное место, и около полудня вылетела домой. В тот же период представители EasyJet заявили, что не могут дальше выполнять эвакуационные рейсы из-за решений властей Египта.
«Мы с сожалением информируем пассажиров о том, что наш план по эвакуации, о котором сообщалось накануне, был отложен египетскими властями. В настоящее время идет обсуждение ситуации на высшем политическом уровне», — говорится в заявлении авиакомпании. Всего в пятницу EasyJet планировала совершить десять рейсов из Шарм-эль-Шейха.
После полудня ситуация разрешилась, и посадка в самолеты продолжилась. В аэропорт прибыл посол Великобритании в Египте Джон Кэссон. Он заявил журналистам, что к вылету готовятся два борта, и отметил большую загруженность аэропорта. Во время общения посла с прессой его окружили недовольные британские туристы, которые пытались выяснить, долго ли им еще сидеть в аэропорту.
Чемоданы у пассажиров действительно отсутствуют — багаж был оставлен в отелях. На такую же меру пошла голландская авиакомпания KLM. Ее представители заявили, что рейсы из Каира полетят без чемоданов. «Мы можем летать над Каиром без ограничений, но мы решили не загружать багаж в терминале каирского аэропорта», — отметила представитель авиакомпании Геди Схрейверс. Она пояснила, что мера была предпринята в целях предосторожности, на основе «национальной и международной информации». Что это за информация, она не сообщила.
Другие авиакомпании не стали разделять багаж и пассажиров.
Так, бельгийский перевозчик Jetairfly разложил чемоданы рядом с самолетом. Багаж на предмет взрывчатых устройств проверили две служебные собаки.
Из Шарм-эль-Шейха в пятницу вылетали два самолета российской авиакомпании «Оренбургские авиалинии». В пресс-службе компании не смогли оперативно сообщить, предпринимались ли какие-то особые меры безопасности.
Оставшиеся на египетском курорте россияне жалуются на звуки пролетающих над отелями и пляжем истребителей. Но в целом характеризовали свое настроение в первой половине дня в пятницу как отпускное. «У нас в отеле никакой паники нет, все идет своим чередом. Только две девушки начали беспокоиться, сдали билеты российской авиакомпании и купили билеты турецкой, а она как раз отменила полеты в Шарм-эль-Шейх, — рассказала «Газете.Ru» москвичка Ольга Моисеева. — Теперь они не знают, что делать, на сайте этой авиакомпании ничего толком не сообщается».