Механическое воздействие
В понедельник гендиректор «Когалымавиа» Александр Снаговский вместе с другими представителями авиакомпании собрал пресс-конференцию. Он выступил с короткой речью.
«Прежде всего руководство компании, весь персонал компании выражает соболезнования. Нет слов, чтобы показать наши чувства и нашу боль, мы не можем их даже подобрать. Авиакомпания делает все, чтобы помочь родственникам и получить реальные результаты расследования, которое будет закончено», — сказал руководитель авиакомпании. После этого Снаговский заявил, что ему нужно принимать участие в проверках Ространснадзора и Росавиации, и покинул зал.
Замгендиректора «Когалымавиа» по летной работе Александр Смирнов снял вину с авиакомпании за произошедшее, заявив, что вероятной считает версию не о технических неполадках в самолете, а о внешнем воздействии.
«Мы полностью исключаем техническую неисправность воздушного судна и ошибку пилотов», — подчеркнул замгендиректора по летной работе.
По его словам, «нет таких отказов двигателя, которые могли бы привести к тому, чтобы самолет разрушился в воздухе».
«Бывает многоуровневый отказ нескольких систем, когда этому сопутствуют какие-то еще факторы, это может привести к катастрофе. Но в таком случае самолет развалится от удара о землю, а не в воздухе. Теоретически самолет может так разрушиться, если он выйдет на большие перегрузки, но конструкция самолета Airbus 321 такова, что его конструктивные решения не дадут этому лайнеру разрушиться в воздухе даже при грубой ошибке в пилотировании», — сказал Смирнов.
Только одна разгерметизация не могла привести к авиакатастрофе, уверяет представитель авиакомпании. «Если происходит разгерметизация, экипаж и пассажиры надевают кислородные маски. При этом экипаж выполняет аварийное снижение и локализует ситуацию, а затем при необходимости совершает посадку на запасном аэродроме», — сказал Смирнов.
Смешение египетского и российского топлива также не оказывает влияния на работу систем самолета, уточнил он.
«Поэтому единственной объяснимой причиной может быть чисто механическое внешнее воздействие.
Комиссия, я думаю, ответит нам на вопрос, какое это было воздействие», — подчеркнул Смирнов.
Заявление руководства «Когалымавиа» о внешнем воздействии на самолет раскритиковал глава Росавиации Александр Нерадько. «Такое заявление преждевременное и не основано ни на каких реальных фактах», — заявил Нерадько в эфире телеканала «Россия 24».
Между тем бортовые самописцы А321 также не подтверждают версию авиакомпании. Источник Reuters в комитете по авиационным происшествиям Египта, который занимается расшифровкой «черных ящиков», заявил, что А321, разбившийся на Синайском полуострове, не подвергался внешнему воздействию непосредственно перед крушением.
Среди первых данных, снятых с «черных ящиков» — информация об отсутствии сигналов бедствия. Экипаж не посылал сигналов о ЧП на борту, сообщил источник информагентству.
Удар хвостом по ВПП
«Когалымавиа» подтвердила, что разбившийся самолет ранее имел повреждение хвостовой части. «В 2001 году при посадке в Каире, когда эксплуатировала его ливанская компания, он получил повреждение хвостового оперения, так называемый TailStrike. После этого воздушное судно некоторое время стояло на земле, его состояние оценивали специалисты Airbus. После временного ремонта он перелетел в Тулузу для (основного) ремонта, и потом в 2001 году компания-производитель произвела ремонт, не требующий дальнейшего осмотра. Все было выполнено производителем в соответствии с им же разработанной документацией. Говорить о том, что это обстоятельство повлияло на летные характеристики лайнера, не приходится», — сообщил замгендиректора авиакомпании по техническим и производственным вопросам Андрей Аверьянов.
Серьезное повреждение хвостового оперения самолета еще не говорит о том, что это воздушное судно в дальнейшем будет нельзя эксплуатировать, уверен президент профсоюза летчиков, действующий пилот самолета Airbus 330 Мирослав Бойчук.
«Таких повреждений, если посмотреть всю статистику мировой авиации, за год можно насчитать десятки.
Это весьма частое явление. Вопрос в том, какие именно повреждения в результате того или иного случая были получены тем или иным самолетом. Если задеты силовые элементы, то это потребует капитального ремонта, который стоит крайне дорого. Но если бы в принципе самолет после такого инцидента нельзя было восстановить, то никто бы его потом не допустил к эксплуатации», — сказал эксперт в беседе с «Газетой.Ru». Он подчеркнул, что информацией по поводу конкретного Airbus 321 не владеет и вынужден доверяться словам авиакомпании-эксплуатанта. «Она утверждает, что никаких ограничений по эксплуатации самолета не было», — сказал Бойчук.
Проверка «на усталость металла» разбившегося в Египте российского самолета А321 проводилась в марте 2014 года, заявил Смирнов. Как выяснила «Газета.Ru», в 2014 году полное техническое обслуживание самолет прошел в Турции. Поэтому комиссия, занимающаяся расследованием крушения российского лайнера А321 в Египте, будет делать запрос о предоставлении документации о проверке и состоянии самолета у турецких авиационных властей, сказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ходом расследования.
Пилоты летали без денег
О проблемах с зарплатой в авиакомпании «Когалымавиа» слухи ходили и раньше. Теперь эту информацию официально подтвердил Роструд. В субботу после крушения ведомство создало комиссию. «В случае выявления фактов нарушения трудового законодательства, в том числе связанных с несоблюдением требований охраны труда, все виновные будут привлечены к ответственности», — заявил Всеволод Вуколов, руководитель Роструда. Его цитаты приводятся на официальном сайте ведомства.
В итоге в понедельник Роструд объявил о выявлении большой задолженности руководства авиакомпании перед сотрудниками.
Деньги не платились в течение двух месяцев. Общий объем задолженности устанавливается.
«Контрольно-надзорные мероприятия, связанные с соблюдением трудового законодательства в «Когалымавиа», взяты мной под личный контроль. В случае выявления нарушений виновные будут привлечены к ответственности», — заявил Вуколов.
Комиссия также проверяет, соблюдались ли требования охраны труда, в том числе давалась ли пилотам возможность отдохнуть, четко ли проводились медосмотры и психиатрические освидетельствования.
«Действительно, существует задолженность перед сотрудниками. Она небольшая, не превышает разумные пределы, исходя из экономической ситуации на российском рынке. Вопрос этот решается, мы имеем полную поддержку персонала, и никакие финансовые вопросы компании не связаны с произошедшей катастрофой и с безопасностью полетов, которые выполняет компания», — заявила в понедельник журналистам представитель холдинга TH&C, в состав которого входит «Когалымавиа», Оксана Головина.
Между тем гендиректор авиакомпании «Когалымавиа» Александр Снаговский заявил LifeNews, что задолженность по заработной плате составила порядка 70 млн руб.
«На данный момент у нас действительно есть долг перед сотрудниками за два месяца, — сказал Снаговский. — Задолженность возникла из-за налогов на добавленную стоимость в общей сумме 60–70 млн руб. Но долг накопился еще при старом руководстве».
Надо отметить, что «старое руководство» в лице Сергея Мордвинцева завершило работу 23 октября 2015 года. А Александр Снаговский, ранее работавший замгендиректора по качеству, находился с 4 октября в должности и.о. гендиректора, а с 26 октября 2015 года был утвержден на собрании акционеров руководителем компании. Компания «Когалымавиа» входит в международный туристический холдинг TH&C, в его составе также туроператор Brisco.