Инцидент с повреждением хвостовой части А321 произошел 16 ноября 2001 года в аэропорту Каира. На тот момент лайнеру было четыре года и им владела компания Middle East Aviation (MEA). Авиапроисшествие было задокументировано. В отчете о происшествии сказано, что пилоту дважды пришлось выправлять траекторию самолета при посадке в Каире, в частности резко задрать нос самолета. Из-за этого А321 сильно ударился хвостом о взлетную полосу. После этого инцидента самолет выкупила турецкая Onur Air. А в 2012 году А321 стала эксплуатировать «Когалымавиа», которая отказалась от использования отечественных «Ту».
Эксперты не исключают, что повреждения, которые самолет получил в 2001 году, могли сыграть роковую роль в авиакатастрофе над Синаем, унесшей жизни 224 человек.
Заслуженный летчик-испытатель Владимир Бирюков в разговоре с «Газетой.Ru» допустил, что к разрушению самолета в воздухе привело то обстоятельство, что он имел скрытые повреждения в хвостовой части, которые не были видны снаружи.
При этом эксперт особо отмечает, что лайнер, по заявлениям его владельцев в этом году, прошел полное техобслуживание по форме D, когда проверяются все узлы и детали, в том числе и на скрытые повреждения, например трещины. По словам Бирюкова, если ТО не было формальным, то любое отклонение от нормы должно было быть выявлено и устранено.
В свою очередь, летчик-испытатель Андрей Гусев, участвовавший в расследовании авиакатастроф, считает примечательным тот факт, что «пилоты ничего не смогли доложить на землю, что говорит о том, что ситуация в воздухе развивалась очень стремительно», «Возможно, был пожар и взрыв», — говорит он.
«Первый осмотр показал, что ни одну из версий (авиакатастрофы) мы исключать сейчас на данном этапе не можем, будем работать по всем направлениям», — заявил в воскресенье вечером исполнительный директор Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Виктор Сороченко.
«После того как выполним работы на месте авиационного происшествия и после того, как параметрические ящики, регистраторы мы дешифрируем, после этого можно будет говорить о каких-то первых выводах», - отметил Сороченко.
Причины авиакатастрофы уже стали предметом спекуляций в американской президентской гонке.
В частности, лидирующий на данный момент по опросам среди республиканцев миллиардер Дональд Трамп во время предвыборного митинга в штате Виргиния особо подчеркнул, что ответственность за авиакатастрофу взяло на себя «Исламское государство» (запрещено в России. — «Газета.Ru»). В целом в западных СМИ версия теракта рассматривается в основном как второстепенная. Власти Египта также отметили ее несостоятельность, акцентируя внимание на возможной технической неисправности лайнера.
В самой «Когалымавиа» версии о технических неполадках исключают, но при этом поэтапно приостанавливают эксплуатацию воздушных судов для технической проверки «для оценки рисков поддержания приемлемого уровня безопасности, в соответствии с действующей системой управления безопасности полетов в авиакомпании». «По результатам оценки рисков, если будет необходимость, риски будут устранены. Это стандартная процедура оценки рисков. Деятельность авиакомпании не останавливается, все рейсы выполняются в полном объеме и штатном режиме.
Авиакомпания «Когалымавиа» уверена в технической надежности наших самолетов и высокой квалификации летного состава», — говорится в официальном заявлении авиакомпании.
По данным базы «Контур-Фокус», «Когалымавиа» принадлежит ООО «Западная авиационно-инвестиционная компания», гендиректором которого является Висхан Табулаев. Он же владеет турфирмой «Триомед», которая работает под брендом «Бриско». Все компании зарегистрированы в Москве по одному и тому же адресу на Южнопортовой улице. Кстати, по данным Российского союза туриндустрии, большинство пассажиров были клиентами турагентства «Бриско».
Крупнейшая в истории России авиакатастрофа произошла в субботу, 31 октября. Пассажирский лайнер Airbus 321 российской авиакомпании «Когалымавиа», следовавший из египетского курорта Шарм-эль-Шейх в Санкт-Петербург, разбился на территории Египта. Погибли 224 человека — практически все из них россияне и большинство возвращались с отдыха. Указом президента 1 ноября объявлено днем траура, в Египет вылетели российские следователи и авиаэксперты.
Между тем Следственный комитет РФ после крушения самолета возбудил два уголовных дела: по статьям «Нарушение правил полетов и подготовки к ним» и «Оказание небезопасных услуг». В офисе авиаперевозчика на Южнопортовой улице прошли обыски. Также сейчас в компании проходит внеплановая проверка Ространснадзора.